Региональные авиакомпании энергично восстанавливают рейсы из Петербурга в административные центры субъектов РФ. В этом году откроется четыре региональных маршрута — в Курск, Петрозаводск, Саранск и Киров.
Государственная псковская авиакомпания "
Псковавиа
" с 12 февраля запустит рейс из Пулково в Курск, а затем в планах перевозчика наладить сообщение со столицей Республики Карелии Петрозаводском. Другой региональный авиаперевозчик, "Руслайн", в этом году собирается запустить регулярные рейсы из Петербурга в Саранск и Киров.
По мнению экспертов, пассажиропоток на региональных линиях будет стремительно нарастать, а вместе с ним возрастет количество транзитных пассажиров Пулково, которые полетят из регионов через Северную столицу в другие города и за пределы родины. Это должно ускорить процесс превращения реконструированного аэропорта в международный хаб, о чем давно мечтают городские власти.
Смена парадигмы
Возможность активно расширять географию полетов у авиаторов появилась во второй половине 2013 года, когда премьер РФ Дмитрий Медведев распорядился выделять субсидии не только на перевозку пассажиров, но и на эксплуатацию всего маршрута. В 2014 году согласно постановлению правительства № 1242 на компенсацию 50% затрат авиакомпаний по эксплуатации некоторых направлений из федерального бюджета выделено 3,6 млрд рублей. Эти средства идут исключительно на восстановление существовавших во времена СССР авиарейсов между узловыми аэропортами городов–миллионников и областными центрами.
Такой подход оказался более эффективным, чем субсидии на перевозку одного пассажира, отмечают авиаторы. Так, год назад петербургская авиакомпания "Россия" пыталась наладить воздушный мост с Петрозаводском, получая субсидии на каждого пассажира.
Проект провалился из–за слабого спроса. При низкой загрузке судна на первоначальном этапе компания терпела убытки. А субсидирование всего маршрута позволяет авиаторам развивать забытые пассажирами направления без финансовых потерь. Окупаемость рейса достигается при загрузке самолета в 67%, отмечают авиаторы, а на то, чтобы довести заполняемость воздушного судна до безубыточного уровня, может уйти более года.
"В прошлом году благодаря субсидиям мы запустили пять рейсов из Петербурга — в Псков, Апатиты, Брянск, Вологду. Этих маршрутов не было более 20 лет, и нам удалось за 4,5 месяца перевезти по ним более 11 тыс. человек. Такого результата удалось достичь благодаря тому, что минимальная ставка за перелет не превышает стоимость проезда в поезде", — говорит заместитель генерального директора по развитию "Псковавиа" Игорь Смирнов.
В компании "Руслайн" комментировать свои успехи не стали. Зато коммерческий директор ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково) Евгений Ильин отметил, что "РусЛайн" более чем в 2 раза увеличила количество направлений, по которым летает из аэропорта Пулково, и расширила свою маршрутную сеть до 14 городов.
Всего за 5 месяцев прошлого года субсидируемые региональные авиакомпании провезли через петербургский аэропорт около 40 тыс. пассажиров, что пока не впечатляет в сравнении с общим пассажиропотоком на внутренних авиалиниях — 5,8 млн человек по итогам 2013 года.
Зато динамика хорошая
По словам Игоря Смирнова, динамика по маршрутам Апатиты и Брянск положительная, возможно, до конца текущего года получится выйти по ним на окупаемость.
"Безусловно, возможно, что через некоторое время региональные маршруты станут рентабельны. Ведь зачастую россияне не летают не потому, что дорого, а по той лишь причине, что долгие годы во многих региональных направлениях не было рейсов и туристы, а также бизнесмены уже отвыкли пользоваться авиасообщением. Благодаря субсидиям уже появились прецеденты, когда удавалось быстро раскрутить маршрут", — отмечает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
По словам Олега Пантелеева, благодаря развитию авиасообщения с регионами в Пулково однозначно возрастет транзитный пассажиропоток — люди полетят через Петербург в другие города и страны.