Андрей Кощеев (28 лет) привез идею для своего нового бизнеса из Стокгольма. Идея в том, что ресторанные блюда можно готовить и дома, причем быстро, при этом рецепт уже будет разработан и адаптирован, а необходимые продукты — доставлены домой.
Сервис
"Дома вкуснее"
позволяет готовить ресторанные блюда дома за 20–30 минут. Искать рецепт и ходить в магазин за продуктами не надо. Меню на неделю уже разработано шеф–поваром (речь идет только про ужины), продукты отобраны и расфасованы в необходимом количестве — нужно достать из холодильника пакет с надписью "понедельник" с ингредиентами будущего блюда и начать готовить по инструкции.
Повар из поваров
Проект "Дома вкуснее" работает в Петербурге с апреля 2013 года. За 4 месяца до этого было найдено помещение под производство и подобрана команда во главе с шеф–поваром Михаилом Степановым. На эту позицию претендовали 200 человек, 50 из них прошли собеседование, и в итоге нужный человек был найден. "До нас он работал в Steak House, "Двух палочках" и Fish House. У него удивительный талант одомашнивать ресторанные блюда", — рассказывает Андрей.
Стартовый капитал объемом 12 млн рублей составила прибыль от магазинов женского белья Palmetta, которые Андрей развивал с братом в качестве франчайзи, а также доход от инвестиций в акции и облигации.
Деньги пошли на ремонт помещения под производство (бывшая советская столовая в Печатном дворе), закупку оборудования, разработку концепции, маркетинг и операционные убытки первых месяцев. По словам руководителя проекта, в неделю приходится фасовать 2,5 тыс. ингредиентов, причем ошибаться нельзя — это отпугивает клиентов. Поэтому за качеством Андрей следит лично. Еще один подводный камень заключается в подборе продуктов, ведь сервису в любой момент может понадобиться 1,5 тыс. желтых перцев или столько же дынь одинакового размера. Андрей признается, что сначала с этим возникали трудности, но сейчас поставщики сами соревнуются по ценам и срокам доставки между собой.
Сейчас проект доставляет 500 корзин в неделю, через год Андрей планирует выйти на 2 тыс. корзин. Для сравнения: прототип "Дома вкуснее", шведский Linas Matkasse, доставляет более 25 тыс. корзин в неделю. "По объемам производства мы как пять ресторанов", — рассказывает Андрей. Оборот проекта — 5 млн рублей в месяц, в ноль проект вышел в ноябре. С 16 февраля проект "Дома вкуснее" заработал и в Москве. В мире подобных сервисов около 50, самый известный помимо шведского Plated — это сервис Hello Fresh в США.
Рынок формируется
В России рынок в зачаточном состоянии, но есть молодые проекты в Петербурге ("Я мигом", "Корзина") и в Москве ("Давай готовить", "Шефмаркет", "Радость приготовления") — всего около 15 небольших компаний во всей стране.
"Конкуренции пока нет, у всех игроков рынка схожая задача — рассказать потребителям, что такое наборы для приготовления еды, зачем они нужны и почему имеет смысл питаться так, — рассказывает Ольга Зиновьева, совладелец похожего московского сервиса Elementaree. — Поэтому пока вопрос не в конкуренции, а в стимулировании интереса целевой аудитории к новому продукту".
В Москве работают около 10 подобных компаний. Специалисты говорят, что уже через 5 лет рынок как таковой сможет оформиться, за это время существующие сейчас начинающие игроки могут успеть построить масштабный бизнес со стабильной клиентской базой. Однако, по мнению Ольги Зиновьевой, существует большая вероятность, что серьезную конкуренцию этим компаниям со временем составят крупные ретейлеры и производители продуктов, которые уже начинают смотреть в сторону этого зарождающегося рынка.