"Деловой Петербург". Крым между небом и землей

Автор фото: Свистунова Валентина

Сотни тысяч петербуржцев будут вынуждены искать альтернативное Крыму место отдыха из–за возможных проблем с транспортным сообщением между полуостровом и РФ. Украина не намерена считать Крым русским и намерена усложнять прохождение границы.

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев в понедельник посетил Крым с целью обсуждения дальнейшего развития присоединившегося к России полуострова. Одна из ключевых проблем, возникших в результате присоединения нового субъекта Федерации, — транспортная. От ее решения зависит, в частности, успех грядущего туристического сезона Крыма — на приеме гостей крымчане ежегодно зарабатывают примерно $430 млн, что составляет примерно 10% ВРП.
Только из Петербурга и Ленобласти в Крыму ежегодно отдыхает около полумиллиона человек. А в этом году туристические доходы крымчан будут зависеть исключительно от россиян: бывшие земляки крымчан — украинцы, массово отказываются ехать отдыхать на спорный полуостров.
Ежегодно в Крым приезжало 3,6 млн украинцев (из 6 млн туристов). Правительство РФ уже пообещало компенсировать потерю этих гостей, в частности, заставить власти субъектов РФ увеличить количество закупаемых путевок в крымские санатории для социально незащищенных граждан: инвалидов, ветеранов ВОВ. Один из петербургских туроператоров анонимно отметил: речь идет о том, чтобы всех бюджетников отправить этим летом в Крым.

Способ доставки

Найти подходящий для отдыха на полуострове контингент — это еще полдела, куда более сложный вопрос — кто доставит отдыхающих к берегу Крыма. В связи с этим Дмитрий Медведев уже поручил главам госкомпаний Владимиру Якунину, президенту ОАО "РЖД", и Виталию Савельеву, генеральному директору "Аэрофлота", в течение текущей недели подготовить и представить в правительство РФ предложения по организации транспортной доступности для россиян Крыма и Севастополя.
Большая часть гостей из РФ (60%) приезжала в Крым на поездах, дважды пересекая территорию Украины, которая, как известно, не готова признавать полуостров российской территорией и обещает чинить всяческие препятствия на границе для российских поездов, автобусов и грузовиков.
В результате у путешественников, как минимум, на несколько часов может возрасти время прохождения границы. Автоперевозчики — как пассажирские, так и грузовые компании — уже столкнулись со сложностями прохождения кордона, отмечает Руслан Кисс, генеральный директор ЗАО "Русский Логистический Провайдер", но сейчас ситуация на российско–украинской границе нормализуется.

Рано бронировать

С альтернативой сухопутному транспорту — авиасообщением все тоже не очень просто в связи с тем, что Международная организация гражданской авиации (ICAO) может ограничить полеты в Крым.
Белорусский авиаперевозчик " Белавиа " на прошлой неделе заявил, что может отменить рейсы в Крым. Представитель компании пояснил, что со статусом Крыма сначала должны определиться все государства и на территории полуострова должно заработать международное воздушное право, чтобы туда летали самолеты.
В противном случае ICAO может запретить пассажирским самолетам совершать полеты в аэропорты непризнанных территорий, а воздушные суда авиакомпаний, нарушивших запрет, могут быть арестованы. Российские авиаперевозчики проигнорировали запрос dp.ru по данной теме.
"На данный момент никаких ограничений международными авиационными властями в отношении России не принято ни в системе бронирования билетов, ни в лизинге, ни в страховании воздушных судов. Но Россия должна быть готова к реализации возможных угроз", — полагает генеральный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Пока только украинские власти чинят препятствия российским пилотам при пересечении ими российско–украинской границы. Правда, эти неурядицы удалось уладить по дипломатическим каналам.
Во избежание более крупных неприятностей российские авиаперевозчики полетели на полуостров по более длинным маршрутам, проходящим в основном по территории РФ.

Удвоить объем

Единственный независимый от внешних факторов способ связи Крыма с Россией — это керченская паромная переправа. Однако она и раньше, когда ритмично ходили поезда и летали самолеты, с трудом справлялась с пассажиропотоком — очередь в ожидании достигала 4,5 часа, и это при том, что все паромы ходили с полной отдачей, совершая 22 рейса в сутки.
Дмитрий Медведев вчера распорядился удвоить пропускную способность переправы, прежде всего по перевозке железнодорожных вагонов, чтобы возить на паромах не только грузовые, но и пассажирские составы.
Все эти межстрановые проблемы привели к тому, что количество желающих ехать в Крым падает, как следствие, спрос на авиабилеты (в частности, по маршруту Москва — Симферополь) сократился на 17% в сравнении с I кварталом 2013 года, при этом цены на них снизились на 27%, сообщают эксперты туристического поисковика Aviasales.
Представитель Северо–Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Павел Румянцев заявил dp.ru, что высокой активности туристов на крымском направлении в этом сезоне ожидать не стоит. "Цена размещения в гостиницах осталась на уровне 2013 года, но появились дополнительные риски для туристов, возможны провокации и другие неприятности вследствие политической нестабильности в регионе. Стоимость перелета тоже остается на прежнем уровне — около 15 тыс. рублей, хотя правительство РФ заявляло о намерении снизить ее примерно в 3 раза. В общем, пока нет никаких экономических стимулов, чтобы туристы поехали в Крым", — резюмирует Павел Румянцев.
Все это значит, что даже привыкшим отдыхать в Крыму петербуржцам, скорее всего, придется искать альтернативные места отдыха.