Никакого оптимизма

Автор фото: Павел Волков

Рынок автоперевозок может потерять $2 млрд из-за отмены системы, которая позволяла перевозить нерастаможенные грузы внутри России. Машины, работающие в этой системе, можно отличить по табличке TIR. Теперь эксперты прогнозируют банкротство 10% компаний на Северо-Западе. Игроки рынка обсуждают, как выжить в новых условиях.

Близится к развязке история конфликта Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и Федеральной таможенной службы (ФТС). Суть конфликта такова: в июне 2013 г. глава ФТС Андрей Бельянинов заявил, что российские перевозчики больше не могут использовать книжки Международных дорожных перевозок (МДП).
Книжки МДП выдает АСМАП, этот документ действует на территории 69 стран на основании международного соглашения Еврокомиссии ООН. Он упрощает перевозку груза транзитом через несколько стран. Гарантом выступает выдавшая книжку организация, то есть АСМАП. Контейнер с грузом пломбируют, и на пути его следования очередная таможня отрывает листок книжки. Так груз может пройти до 10 стран, включая страну отправления и назначения. Система действует уже полвека. Грузовики, работающие по системе МДП, можно отличить по табличке с надписью "TIR".
Запрет на выдачу книжек МДП нарушает международное законодательство. Российские таможенники заявляют, что опираются на российские законы, а запрет объясняют тем, что АСМАП задолжал 20 млрд рублей таможенных платежей и наносит серьезный ущерб российскому бюджету. Однако ассоциация называет эти обвинения ложными, а существование долга отрицает.
В октябре 2013 г. Высший арбитражный суд признал, что отмена книжек МДП юридически незаконна. Тогда ФТС отозвал свое заявление, но тут же  снова направила аналогичное письмо в таможенные органы. В нем таможенники предлагали свой вариант, по которому они будут выдавать книжки, действующие лишь в Белоруссии, России и Казахстане. Перевозчикам, таким образом, придется приобретать альтернативные гарантии. Если сейчас стоимость книжки МДП – 2500 рублей, то в новой системе расходы на транзитную перевозку груза будут составлять минимум 3500 рублей, максимум – 90 тыс. рублей (например, если грузовик едет из Петербурга в Португалию).
На этой неделе АСМАП выиграл в Арбитражном суде Москвы иск о защите деловой репутации. Суд обязал ФТС дать опровержение того, что АСМАП не исполнила взятые на себя обязательства и нанесла ущерб бюджету России. Интересно, что в ходе расследования ассоциация запросила у таможенников справку о состоянии расчетов международных перевозчиков с бюджетом России. В ответ организация узнала, что "выдача таких справок не входит в обязанности таможенных органов".
Похоже, таможенники и ассоциация договориться так и не смогут. Разрешением их конфликта может стать конкурс на выдачу книжек МДП, который должен провести Минтранс до 1 июня этого года. Решение о конкурсе стало итогом совещания с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова. В рамках конкурса выберут организацию, которая будет выполнять нынешние функции АСМАП. При этом других претендентов на участие в конкурсе, кроме самой АСМАП, пока нет.
Однако перевозчики настроены пессимистично. По их различным оценкам без системы TIR до конца года не доживут от 10% до 30% компаний Северо-Западного региона. Так, и сам глава АСМАП Андрей Курушин, выступая на конференции ассоциации, дважды оговорился и вместо фразы "Никакого пессимизма" сказал "Никакого оптимизма". Во второй раз слушатели не удержались от аплодисментов. Перевозчики полагают, что книжки МДП все же отменят, и тогда их расходы вырастут в десятки раз.
По оценкам Александра Дацюка, руководителя филиала АСМАП на Северо-Западе, ущерб для северо-западных перевозчиков может составить треть от общероссийского. А общий ущерб по России эксперты оценивают в $2 млрд. Причем, дополнительные расходы будут связаны не только с подорожанием самого процесса транзитной перевозки груза. Для сложного оформления документов компаниям придется набирать в штат новых менеджеров и увеличивать зарплату водителям, поскольку из-за очередей на границах их поездки с двух-трех дней увеличатся до четырех-пяти дней. При этом доходы перевозчиков не вырастут. В результате крупные компании поднимут ставки, а мелкие просто уйдут с рынка. В конечном счете проблемы отразятся на ценах товаров, которые перевозят в грузовиках.
"Северо-Запад — самый крупный в России автомобильный погранпереход. Только через "Торфяновку" проезжает 600 грузовых автомобилей в сутки. Существующий документ не требует дополнительных проверок, за 50 лет он заслужил доверие в Европе. Конечно, можно подбирать альтернативы: таможенный кодекс допускает ряд таможенных платежей. Но систему, которая будет лучше, чем нынешняя, не придумать. Планомерно уничтожая старое, не объясняя логику своих решении и не предлагая лучшее, ФТС играет на руку зарубежным конкурентам российских перевозчиков", — отметил Александр Дацюк, руководитель филиала АСМАП на Северо-Западе.
Сегодня на Северо-Западе в международных автомобильных перевозках участвует 1040 компаний (из них 546 – члены АСМАП). Для сравнения, в 2012 г. их было 1179 (из них 564 были членами АСМАП), а в 2011 работало 1055 компаний (из них 559 были членами АСМАП). Таким образом, если внутри АСМАП особой "текучки компаний" не наблюдается, то в целом рынок вернулся на уровень двухлетней давности в результате проблем, созданных таможенниками.

КОММЕНТАРИИ

Сергей Кравченко, гендиректор ЗАО "Норд":
— Предприятия, которые занимаются международными перевозками, сегодня не имеют шансов выжить. Причем ставки на перевозки уронили мы сами, пытаясь конкурировать друг с другом. С октября мы отказались от поездок в Москву, поскольку ставка $1,9 тыс. – это бессмысленная работа. При таких расценках нет никаких шансов купить новую машину при износе подвижного состава. Для меня "средняя температура по больнице" — это 1,05 евро на 1 км. Такая ставка необходима для предприятия, если оно хочет удержать уровень прибыли. Тот, кто хочет продолжать работу, должен начать отказываться от пониженных ставок Например, можно искать другие направления. Когда год назад я стоял перед выбором, закрываться или нет, то понял, что  подвижной состав мне уже не продать по той цене, которая позволила бы возместить убытки. Остается только работать дальше.
Вячеслав Лазарян, гендиректор ОАО "Совавто-С.Петербург":
— Нужна большая территория для малого бизнеса, где можно поставить машины за 100-200 рублей, там должны быть мойка, сервис, и цена не должна меняться, чтобы предприниматели могли планировать расходы.
Хорошо, что беда нас объединила. Нынешний документ позволяет нам свободно работать в Европе, а как работать мы будем в новых условиях, неизвестно. В мае будет собрание ассоциации, и будет представлен исчерпывающий документ, окончательный план, по которому мы будем работать дальше. А пока дай бог нам всем здоровья.
Михаил Климов, гендиректор ЗАО "Мидас":
— Нас топчут, потому что мы, международные автомобильные перевозки, по большому счету никому не нужны. Я со своей стороны очень жалею, что купил новые машины, и думаю теперь только о том, чтобы отдать лизинг, но в то же время я не знаю, как потом буду продавать эти машины 2011 года.
Сергей Занозин, первый заместитель гендиректора ОАО "Кировский завод":
— Посмотрите, что происходит в промышленности. Объем производства тракторов снизился на 30%. Но мы же не умерли. А объемы международных перевозок упали не более чем на 12%. Ну, обанкротится 10% компаний, что поделать. Думайте: "Что сделать, чтобы это была не моя компания". Вот самое главное. На дворе кризис. Когда я работал в Группе Газ, во время кризиса мы вынуждены были сократить 20 тыс. работников и спасли Группу ГАЗ. Сокращать-то надо, конечно, не людей, а затраты. Нынешний кризис еще хуже, чем в 2009 году. Он вялотекущий. Тогда правительство принимало меры по поддержанию промышленности, транспортников и прочего бизнеса, а сегодня этого не происходит. Олимпиада "съела" все деньги. Но, поверьте, у транспортников ситуация сегодня лучше, чем в промышленности.
Андрей Курушин, гендиректор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП):
— Никто не похоронил АСМАП, как и систему МДП. 4 июля ФТС подключило всю контрольно-налоговую машину страны против нашей ассоциации. Нас проверили финансово-контрольные органы, уже четыре месяца проверяет налоговая инспекция, проверил фонд медицинского страхования, пенсионный фонд. Акты есть, нарушений нет. Если бы у них была возможность, нас бы уже с землей сравняли. Сфабрикованы три уголовных дела – в Петербурге, Калининградской области и Москве. Другого гарантированного объединения, которое удовлетворяет всем международным требованиям, не существует.