Спрос на перевозку сборных грузов в начале этого года резко пошел вниз. Участники рынка прогнозируют снижение темпов прироста выручки с 20 до 2% и сокращение числа конкурентов. Компании не планируют снижать цены, а рассчитывают найти новых клиентов.
Логистические
компании отмечают с начала 2014 года резкое падение спроса на перевозки сборных грузов — на долю этого самого крупного и динамичного сегмента рынка грузоперевозок приходится примерно 30%.
Единого мнения о емкости этого сектора рынка у перевозчиков нет, так как несколько десятков компаний, действующих на нем, публично не раскрывают своих финансовых показателей. По оценке исследовательской компании Strategy Partners Group, объем российского рынка сборных грузов в 2013 году составил 72 млрд рублей, а по данным ОАО "РЖД Логистика" (100%–ная "дочка" ОАО "РЖД") — 58 – 60 млрд рублей.
Сборные грузы — это перевозка нескольких партий товаров (весом от 1 кг) разных грузовладельцев, которые упакованы в один контейнер. Этой услугой пользуется в основном малый и средний бизнес, чтобы оптимизировать транспортные издержки, так как отпадает необходимость оплачивать весь транспорт, как это принято в классических перевозках: предприниматели оплачивают лишь место в контейнерах, которые курсируют от Москвы до Владивостока, как правило, на автомобилях, реже по железной дороге.
Максимум стагнация
Опрошенные "Деловым Петербургом" перевозчики считают, что в ближайшей перспективе рынок сборных грузов ждет стагнация, которую переживут не все компании. Представители местного филиала московской логистической компании Zest–Express говорят, что их компания зафиксировала сокращение объема перевозок на 30% с начала этого года. "Мы не исключаем, что ситуация может обернуться сокращением числа участников рынка", — обеспокоен директор филиала Дмитрий Самоукин. Несмотря на сложности, в компании не планируют снижать цены, а рассчитывают усилить работу по привлечению новых клиентов.
Как считают эксперты, это действительно может иметь смысл.
"Число клиентов должно пополниться за счет крупных заказчиков, которые из–за падения объемов будут вынуждены переключиться с отгрузки целыми контейнерами и фурами на более скромные партии", — рассказал директор практики "Транспорт и логистика" консалтинговой компании Strategy Partners Group Александр Ермаков.
Из–за этого рынок сборных грузов может избежать падения, которое уже коснулось остальных сегментов рынка грузов перевозок. Сборные же грузы, по прогнозам аналитиков, ожидает максимум стагнация.
К концу 2014 года прирост доходов компаний в среднем не превысит 2%, хотя еще год назад они увеличивались на 20% каждые 12 месяцев.
Самые крупные
Крупнейшими игроками на рынке сборных грузов России, контролирующими примерно 25% рынка, считаются московская группа компаний "ЖелДорЭкспедиция" и петербургское ООО "Деловые Линии".
"
ЖелДорЭкспедиция
" основана Владимиром
Назаровым, она контролирует примерно 15% рынка.
Второе место, с долей чуть более 10%, занимают "Деловые Линии". По данным СПАРК, 43% общества принадлежит Александру Богатикову, 28% — Игорю Богатыреву, и 29% — Сергею Демидову. Также Демидову и Богатикову принадлежит по 50% "ДЛ–транса" — эта компания владеет автопарком 2,5 тыс. фур.
В конце 2013 года "А1", инвестподразделение "Альфа–Групп", получило долю Сергея Демидова в управление. "Он ее не продал, а передал по доверенности", —пояснили в "Деловых линиях". При этом в компании отметили, что причиной стали разногласия среди собственников относительно дальнейшего развития бизнеса.
Доли остальных игроков существенно ниже, уточняют аналитики.
В тихом омуте
Рентабельность этого бизнеса оценить весьма проблематично из–за закрытости компаний. "Около 50% всех грузов проходит по серым схемам. Из–за этого часто непонятно, когда рынок растет, а когда речь идет лишь об обелении потоков", — объясняет генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.
Рентабельность тех, кто работает по–белому, — 15–17%, а у всех остальных прибыльность операций может достигать 50%.
“
Резкая смена курса доллара однозначно влияет на покупательную способность наших клиентов. Как следствие, происходит снижение объемов грузов, которые отправляются через предприятия нашего сегмента. О резком сокращении спроса говорить еще рано, пока лишь наблюдается отсутствие такого же резкого роста прибыли, какой был в отрасли до 2010 – 2011 годов. О стагнации тоже пока речи не идет. Но однозначно сказать, наступит она или нет, пока нельзя. Все зависит от того, как будет развиваться ситуация на Украине, как будет развиваться ситуация с Европой, закроют ли границы и введут ли санкции. Пока участники рынка замерли в ожидании.
Андрей Гетманский
советник по развитию и стратегическому развитию ООО "Деловые линии"