Объявлены цены на проезд по ЗСД. На трассе вводятся тарифные зоны. Проезд по всему участку на севере или юге для легковушки будет стоить 70-80 рублей. Уведомление о таких тарифах оператор направляет в Смольный в эти дни.
Северный участок ЗСД будет разделен на несколько тарифных зон: тарифная зона 3 начинается развязкой с Приморским проспектом и заканчивается на севере КАД. Также внутри нее действует тарифная зона 3А: от развязки с Приморским проспектом до развязки с Богатырским проспектом. Тарифная зона 4 начинается от развязки КАД (Север) до развязки с трассой "Скандинавия".
Предыдущие тарифные зоны находятся на юге ЗСД: первая тарифная зона от КАД до Благодатной и вторая — от развязки с Благодатной до набережной Екатерингофки.
Ограничение скорости на ЗСД до 90 км/час пока остается в силе. Вопрос о снятии ограничения скоростного режима будут рассматривать только после того, как начнет работать система оплаты проезда по северному участку.
Теперь платно
На северном участке вводятся следующие тарифы на проезд.
Для автомобилей первого класса (легковые автомобили и мотоциклы) базовый тариф от Приморского до Богатырского проспекта составляет 10 рублей и днем, и ночью. На участке от Приморского проспекта до КАД проезд стоит 40 рублей днем и 20 рублей ночью. От севера КАД до "Скандинавии" — такие же расценки.
Для автомобилей второго класса (крупногабаритные внедорожники, автодома, автобусы и небольшие грузовики) базовый тариф днем и ночью от Приморского до Богатырского проспекта составляет 10 рублей. На участке от Приморского проспекта до КАД на севере дневной тариф — 40 рублей, ночной — 20 рублей. На участке от КАД на севере до "Скандинавии" — аналогично.
Пункты оплаты на северном участке находятся в районе Белоострова около развязки с трассой "Скандинавия", в районе Каменки около развязки с КАД и на пересечении с Богатырским пр.
Много желающих
Оператор ЗСД — ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС, принадлежит "ВТБ-Капитал" и Газпромбанку). Как рассказал Алексей Бнатов, гендиректор МСС, тарификация по зонам начнет работать на ЗСД 15 мая. На южном участке она начнет действовать в 0:00, а на северном — в период с 12:00 до 15:00. По итогам тестовой работы северной части ЗСД компания пришла к выводу, что именно в это время дорогой пользуется минимальное количество автомобилистов.
Как уточнил Бнатов, тогда же, 15 мая, МСС примет ЗСД на концессию. Теоретически этого может и не произойти. По договору с городом, компания не примет трассу, если на ней будут обнаружены недостатки, влияющие на безопасность. "Но по оценкам наших экспертов, вероятность такой ситуации минимальная", — сказал Бнатов.
Ввести платность собирались раньше, но планы решили изменить после прошлой субботы, когда очереди на северных участках были довольно значительными. Именно поэтому тестировать платный въезд будут не в самое пиковое время.
Оператор рассчитывает, что на севере трассой будут пользоваться около 25 тыс. автомобилистов в сутки. На юге в пиковое время поток достигает 70 тыс. машин в сутки.
Сначала достроить, потом зарабатывать
Впрочем, в любое время МСС сможет изменить тарифы. Это оговаривается в соглашении с городом: "Партнер вправе в любой момент направить уведомление об изменении тарифа в адрес ООО "ЗСД". В данном случае в лице ООО "ЗСД" выступает город.
Говорить о планах на прибыль от обслуживания ЗСД в МСС пока не готовы. Алексей Бнатов только уточнил, что, по договору с городом, оператор будет тратить 100% денег на завершение строительства до тех пор, пока все работы не закончатся. "Рентабельность будет связана с количеством средств, потраченных на эксплуатацию. По нашим подсчетам, минимум 50% будет уходить на обслуживание", — сказал он.
На Центральном участке ЗСД сейчас идет работа на 10 объектах параллельно. "К концу лета из-под воды выйдут пилоны основных мостов. До этого работы велись под землей и водой. Начиная с 2014 года, начинается строительство участков, которые будут заметны всем посетителям", — заверил Алексей Бнатов.
Автоматизировать на 5%
Оплатить въезд на ЗСД можно несколькими способами. Через универсальные пункты въезда (обозначены зеленой стрелкой) проезжают автомобилисты, которые вносят наличные, используют для оплаты банковскую карту, карту БСК или транспондер (электронное устройство, которое закрепляется на лобовом стекле для автоматической оплаты). При оплате банковской картой вводить pin-код или ставить свою подпись на чеке не требуется. С транспондером можно проехать и по отдельной полосе, на указателе она обозначена буквой "Т" на зеленом фоне. Также работают полосы для платежей только картой БСК или транспондером, над ними висит указатель с надписью "Автоматическая оплата".
В МСС планируют мотивировать пользователей к автоматизированному проезду, предлагая скидки. Более того, по соглашению с городом МСС обязан предоставлять в город отчетность о постоянном росте автоматизированных пользователей. Для первого и второго класса автомобилей рост должен составлять не меньше 5%, для третьего и четвертого класса — около 10%. По словам гендиректора компании, такие показатели по южному участку достигнуты.
Сейчас пользователи транспондеров получают скидку в 20%, а владельцы персонифицированных БСК (карта, которая выдается при заключении договора с ООО "Оператор скоростных автомагистралей — Север") — 10%. Чтобы заключить договор на использование транспондера или именной БСК, нужно с паспортом (и реквизитами, если речь идет о юрлице) подъехать в офис компании на ул. Краснопутиловская, д. 21 с 10:00 до 20:00. В Приморском районе открывается центр продажи на Планерной, 18, корп. 2.
При этом, чтобы получить транспондер, нужно внести не менее 1000 рублей на свой лицевой счет. Сам транспондер выдается бесплатно. Физлица могут бесплатно заказать его доставку на дом в пределах КАД. Юрлицам транспондеры доставляются при заказе от 10 устройств единовременно.
Пропускная способность через полосы-транспондеры составляет в среднем 588 машин за час. По универсальным полосам (для автомобилей без транспондеров) за час проходит в среднем 300 машин, то есть почти в два раза меньше. На северном участке ЗСД будет организовано 32 универсальных полосы, шесть автоматических и 10 транспондерных полос.
Однако проблемным остается вопрос синхронизации городского движения с движением по ЗСД. Как известно, на заездах и съездах с трассы часто возникают пробки. И даже массовая автоматизация проезда (транспондеры и БСК) не решили бы эту проблему полностью. По словам гендиректора МСС, эту проблему в компании сейчас как раз пытаются решить. Ведется разработка проекта. Тем более, после введения Центрального участка на Васильевском острове поток машин, выезжающих с ЗСД, может создать в центре огромные пробки.
Договор на эксплуатацию ЗСД заключен с МСС до 2042 года. Трасса построена полностью за счет бюджета. Южный участок обошелся в 47 млрд рублей, северный — в 36 млрд рублей. Проехать северный участок на скорости около 100 км/час можно за 15 минут. По южному участку в среднем в будний день проезжает 65 тыс. автомобилей. Максимальная интенсивность движения — до 130 тыс. автомобилей в сутки.