Октябрьская железная дорога столкнулась с замедлением темпов погрузки, а вскоре динамика может и вовсе стать отрицательной впервые за несколько лет. Железнодорожники хотят остановить отток грузов, повышая качество логистических услуг.
Прежде всего падение произошло в перевозке стройматериалов, а это без малого 30% от всей погрузки Октябрьской железной дороги (ОЖД — филиал ОАО "РЖД") — 50,3 млн т за 6 месяцев текущего года. С января по июнь общий объем этих грузов увеличился всего на 0,7%, а по итогам июля может уйти в минус. Так, погрузка щебня и песка на московском направлении в июне по сравнению с маем уже сократилась на 6%. Погрузку за июль ОЖД еще не подсчитала, но, по оперативным данным, по словам источника в ОЖД, погрузка стройматериалов в прошлом месяце к июлю 2013 года сократилась на 7,3%. Помимо стройматериалов ожидается сокращение в сегментах нефти и нефтепродуктов, металлов и контейнерных грузов из–за сокращения импорта, поступающего в РФ через Петербург и Усть–Лугу. Речь идет в основном об автомобилях и комплектующих для их сборки — ввоз сокращается из–за падения спроса на авто.
Тариф подрос на 40%
Всему виной вступивший в силу с 1 июня приказ Минтранса, изменивший порядок расчета тарифов для отдельных маршрутов, в частности в направлении Москвы. Прежде в соответствии с уставом железнодорожного транспорта тариф определялся исходя из кратчайшего расстояния — теперь он рассчитывается по фактической длине маршрута. А она (на пути от Петербурга до Москвы) возросла для грузовых поездов, которые уступили кратчайший путь в столицу скоростным пассажирским поездам. В результате стоимость доставки на большую часть станций в Московском регионе значительно возросла. "По некоторым направлениям тарифная нагрузка возросла на 40%, — отмечают в ОЖД. — Безусловно, отмечается снижение популярности московского направления у грузоотправителей".
Новые технологии
Некоторые компании перестали пользоваться услугами железнодорожников. Например, группа компаний "Беатон", специализирующаяся на производстве и поставках конструктивных стройматериалов.
"Выбор автотранспортных компаний, которые осуществляют такие перевозки, ограничен, и стоимость их услуг из–за этого завышена. Порой за них нужно заплатить столько же, сколько за перевозку по железной дороге от Каменногорска до Петербурга", — говорит генеральный директор "Беатона" Михаил Мосин. Тем не менее, по его словам, компания сэкономила от перехода на автотранспорт, так как перевозка железной дорогой сложнее: поезд везет только до станции, потом нужно перегружать товар и отправлять до места назначения автомобилем.
Глава ОЖД Виктор Степов надеется вернуть грузовладельцев за счет построения современных логистических цепей по технологии 3PL — она подразумевает помимо доставки от двери до двери, экспедирования груза еще его хранение, управление запасами клиента, контроль товародвижения.
Контракты закончились
Больше всего проблема с доставкой песка и щебня беспокоит власти Карелии. Вопросом железнодорожного тарифа заинтересовалось правительство республики. А министр экономического развития Карелии Валентин Чмиль даже заявил, что предприятия горнопромышленного комплекса региона могут к новому, 2015 году обанкротиться из–за повышения тарифов.
Впрочем, на самой ОЖД не склонны так обострять ситуацию. Железнодорожники видят причины сокращения погрузки стройматериалов не только в повышении тарифа, считая, что пессимистические прогнозы карельских властей о банкротстве компаний могут иметь совершенно иные причины. "Дело в том, что у некоторых поставщиков песка, щебня закончились контракты с железной дорогой, которая закупала стройматериалы для ремонта путей. Например, "Карелприродресурс" прекратил поставлять нам путевой щебень. Объем работ по ремонту и строительству новых путей не сократился, просто теперь другие поставщики", — говорит собеседник "ДП" в ОЖД.
К слову, за полугодие погрузка по Карелии выросла на 10%, причем это самый высокий темп прироста на Северо–Западе.