В коридорах петербургского УФАС разворачивается аппаратная борьба между главой ведомства и его замом, поскольку их взгляды на построение системы госзакупок расходятся, утверждают постоянные участники конкурсов.
Петербургский рынок госзакупок продолжает лихорадить. О скандальной борьбе на рынке подготовки конкурсной документации для госзаказа dp.ru уже рассказывал. Чуть ли ни ежедневно отменяются и конкурсы, и электронные аукционы. Работы, которые должны делать подрядчики, переносятся. Проще говоря, ремонт дорог, реконструкция развязок и мостов, строительство детсадов или поликлиник и многие другие вещи, нужные каждому петербуржцу, откладываются. Причина переносов в том, что подрядчики полагают: заказчики (комитеты Смольного, федеральные структуры и прочие) готовят документацию под конкретные компании, чем ограничивают конкуренцию.
Многочисленные жалобы по этому поводу в петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и становятся причиной отмены конкурсов. Например, только вчера УФАС отменил конкурс на капремонт улицы Нахимова на пересечении с Санкт-Петербургским шоссе за 55 млн рублей. Позавчера в УФАС отменили протокол проведения аукциона на капремонт улицы Качалова в Невском районе за 125 млн рублей. Итак, копилка отмен и предписаний пополняется регулярно.
Решение по этим конкурсам в Петербурге принимает Роман Лучников, заместитель руководителя УФАС Вадима Владимирова. О том, что сам Вадим Владимиров полностью дистанцировался от решения этих вопросов, dp.ru уже рассказывал. Скандальные отмены многомиллиардных конкурсов и аукционов вызывают много вопросов, и все их просят переадресовывать именно Роману Лучникову.
Игроки петербургского рынка госзакупок утверждают, что между руководителем и его заместителем развернулась серьезная борьба. У каждого из них свой взгляд на то, как должна строиться система госзакупок. Как утверждают собеседники dp.ru, Вадим Владимиров чаще становится на сторону заказчика, — комитетов Смольного или федеральных ведомств. Роман Лучников, наоборот, борется за то, чтобы подрядчики точно понимали, чего от них хотят, и не сомневались в прозрачности конкурсных процедур.
Роман Лучников пришел в петербургский УФАС до Вадима Владимирова. В антимонопольных органах он работает больше десяти лет. В петербургское УФАС он попал из новгородского отделения, направлением госзакупок занимается с 2006 года. Вадим Владимиров — выходец из УФАС Ленобласти. Оттуда он перешел в петербургское антимонопольное ведомство в декабре 2013 года. В системе ФАС работал с 2005 года. При этом федеральное УФАС полностью поддерживает подход Романа Лучникова к рассмотрению жалоб на госзаказ и к трактовке 44-ФЗ, и вряд ли эта позиция изменится в ближайшее время.
"После прихода Романа Лучникова жалобы на размещение госзаказа стали рассматриваться более объективно. Я полностью разделяю его подход к работе в рамках 44-ФЗ. Наконец, постоянные игроки конкурсов комитета по строительству и КРТИ "подвинулись". Он строго подходит к рассмотрению мнения подрядчиков, в то время как Вадим Владимиров, будучи руководителем УФАС Ленобласти, допускал проведение текущего ремонта по сомнительной конкурсной документации. Я, вообще, считают, что конкурсы, которые проходят по 223-ФЗ (регламентирует закупки ГУПов, естественных монополий, госкорпораций и т.п. — ред. dp.ru), тоже нужно отдать Роману Лучникову, поскольку сегодня постоянные игроки у "Водоканала" — "Водоканалстрой", "Стис", "Навигатор СБС", "РСУ-103", постоянный участник конкурсов "Теплосети Санкт-Петербурга" — "МТЭР Санкт-Петербург". Пора бы этим подрядчикам, наконец, потесниться рядом с другими достойными участниками. Ситуация, когда только нужные участники стучатся в нужные двери, начала меняться, и это кому-то может не нравиться", — говорит Артур Данчаров, глава группы компаний "Фортум", объединяющей такие компании как "Феникс", "Спецстрой", "Стройком" и другие. Все они — регулярные участники аукционов на госзаказ, а также регулярные авторы жалоб в ФАС по конкурсам, в которых и сами принимали участие.
На фото: Руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.
В беседе с dp.ru это мнение поддержали еще несколько игроков строительного рынка, пожелавших остаться неизвестными. "Вадим Владимиров, возможно, хотел бы взять руководство в свои руки. Однако, из-за сильных позиций Лучникова, у которого есть знакомые в федеральном УФАС, он не может этого сделать", — сказал один из собеседников dp.ru.
Впрочем, Вадима Владимирова игроки рынка связывают непосредственно с руководителем ФАС Игорем Артемьевым, так что его позиции тоже сильны. Подрядчики отзываются о нем без особого тепла, зато заказчики вполне довольны его работой. По их мнению, он совершенно логично преследует цели своевременного освоения бюджета, проведения своевременных работ, и понимает, что постоянные отмены конкурсов не приведут ни к чему хорошему. "По большому счету, все подрядчики выполняют работы примерно одинаково. Иначе никак, потому что есть четкие требования, и их соблюдение контролируют. Да, возможно снижение цены. Борьба идет между компаниями, а налогоплательщику, за чьи деньги они борются, важно, чтобы работы выполнили в срок", — сказал dp.ru анонимный собеседник, близкий к антимонопольной службе.
Впрочем, сами Вадим Владимиров и Роман Лучников предпочитают не выносить сор из избы и отрицают, что внутри ведомства разгорается борьба. "Никаких конфликтов в петербургском ФАС нет. Передача руководства над направлением госзакупок Роману Лучникову — принципиальное решение", — сказал он dp.ru. "У нас с руководителем никаких конфликтов нет", — повторяет его слова Роман Лучников. В то же время, он подтвердил, что его позицию по трактовке законов о госзакупках поддерживают в федеральном ФАС.
На этом фоне интересно выглядит интерес известных блогеров к деятельности не просто петербургского ФАС, а лично Романа Лучникова. Например, популярный блогер Николай Камнев (известный также как Фима-Психопат) посвятил его деятельности уже не один подробный разгромный пост. Причем на скромные предположения в комментариях под своими постами о том, что ответственность все же несет и руководитель всего ведомства Вадим Владимиров, Николай Камнев уверенно отвечает, что ответственность за госзаказ — лично на Романе Лучникове. Такая же однозначная позиция наблюдается, например, и в постах блогера Анны Жерновниковой. К слову, весной в этом году Николай Камнев и сам стал героем скандала, связанного с госзаказом. Журналисты "Фонтанка.ру" заподозрили его в особой лояльности к Смольному, сотрудников которого он активно защищал, критикуя публикации СМИ. Журналисты тогда обнаружили конкурс ОАО "Городское агентство по телевидению и радиовещанию" на закупки у единственного поставщика: подрядчик должен был в течение полугода заниматься аккаунтами государственного телеканала "Санкт-Петербург" в социальных сетях за 100 тыс. рублей в месяц. В качестве исполнителя контракта была указана компания "БрейнВоркс", гендиректором которой и является Николай Камнев. Однако он отрицал свою победу в конкурсе.
Надо сказать, все собеседники dp.ru утверждают: каждый преследуют свои цели. "Я не борюсь за честные госзакупки. Мне все равно. И если кто-то вам скажет, что за это борется — не верьте. На самом деле, каждый борется за свои интересы, это бизнес. И мой интерес: понятные правила игры. Я готов платить по 300-400 тыс. рублей за подготовку злополучного графика или табличек с требованиями к материалам, пусть это будет официальная услуга, пусть эти мои деньги потом пойдут в бюджет, постройте на них садики, школы, мне все равно, это не проблема. Лично мне важно, чтобы антимопольщики проверили, как я составил таблички с материалами. И, главное, чтобы после этого я точно знал, что формальные требования выполнил, и заказчик будет оценивать реальные показатели моей компании", — сказал dp.ru один из игроков дорожно-строительного рынка.
Тем временем, в условиях неразберихи и массовых отмен конкурсов и аукционов прошло уже больше полугода. Работы, которые не успевают сделать в запланированный срок, потом производят наспех. Некоторые из них приходится переделывать за те же бюджетные деньги.
В год стоимость работ по госзаказу в Петербурге составляет в среднем 200 млрд рублей, так что активная борьба подрядчиков за эти деньги вполне объяснима. Мало коммерческих заказов способны обеспечить компаниям такой оборот, особенно если речь идет о дорожном строительстве или энергетике.
Только одних открытых конкурсов в первом полугодии 2014 года в Петербурге отменили на 2 млрд рублей, но год назад ни один отбор в форме конкурса в Петербурге и Ленобласти не был признан несостоявшимся, по данным информационно-аналитической системы Seldon.
"Одной из причин такой ситуации может быть то, что игроки рынка госзакупок не полностью адаптировались к новому законодательству. Также во многом эта тенденция связана с тем, что новый закон о контрактной системе (44-ФЗ) ввел обязательное общественное обсуждение государственных тендеров стоимостью свыше миллиарда рублей. Помимо этого, граждане, объединения юрлиц, общественные организации получили право на контроль в сфере госзаказа. Причем, в соответствии с 44-ФЗ, органы госвласти и местного самоуправления обязаны обеспечивать им такую возможность контроля", — отмечает Константин Михайленко, директор по развитию "Ассоциации электронных торговых площадок". Он не комментирует саму ситуацию внутри петербургского ФАС, но считает, что 44-ФЗ привел к серьезным переменам на рынке госзакупок, и их результатом должна стать большая прозрачность рынка.