Новый сезон в театре "Мастерская"
Не знаю, по каким производственно–техническим соображениям на открытие пятого сезона "Мастерской" поставили спектакль "У ковчега в восемь", но метафорически он пришелся в самый раз. Маленькая пьеса немца Ульриха Хуба рассказывает о том, как двое пингвинов получают от Бога известие: каждой твари по паре надлежит загрузиться в Ноев ковчег ввиду предстоящего Всемирного потопа, однако они не могут оставить третьего товарища и контрабандой протаскивают его на борт. Эту очаровательную историю режиссер Екатерина Гороховская поставила еще в 2010–м со студентами курса Григория Козлова в Театральной академии, из которого и образовалась "Мастерская". Сейчас на "Ковчег" кроме изрядного количества публики пришли первокурсники — ребята из только что набранной очередной мастерской профессора Козлова, а после спектакля весь театр погрузился на кораблик и отправился отмечать старт своего 5–го года совместной жизни на Неву. Кораблик как бы исподтишка, весело и ненатужно (а делать все именно так — одна из главных характеристических черт "Мастерской") символизировал ковчег: несколько поколений учеников Григория Михайловича, актеры и режиссеры — на одном борту, в общем плаванье.
Лариса Маркина, одна из воспитанниц мастера, 30 августа представит спектакль "Сказка о рыбаке, его жене и рыбке". Сюжет, всем известный по Пушкину, на самом деле принадлежит братьям Гримм, режиссер сама его инсценировала и к тому же подобрала музыку. Играют "козлята" разных выпусков, актеры, числящиеся в этой труппе и в других театрах, — в обычае "Мастерской" не делать никакого различия по месту хранения трудовых книжек и прочим совковым глупостям. Спектакль идет час и адресован детям от 6 лет и — так же как во всех так называемых детских спектаклях "Мастерской" — до упора.
Надо думать, столь же универсально–возрастной аудитории будут интересны "Малыш и Карлсон" и "Том Сойер и Гек Финн", над которыми Галина Бызгу собирается поработать со свежевыпустившимися "козлятами": очередной курс почти в полном составе влился в "Мастерскую". Одно из названий должно поспеть до Нового года, точных дат пока нет — режиссер верна принципу своего учителя Григория Козлова: спектаклю надо созреть.
Как в 2010–м студенческий "Идиот" наделал шуму в городе (что, собственно, и привело к рождению нового театра), так же и нынче прогремел "Тихий Дон". Сделанная на курсе грандиозная многочасовая эпопея, к счастью, осталась в афише "Мастерской", которая существует в форме АНО, автономной некоммерческой организации, управляется наблюдательным советом, и этот самый совет, честь ему и хвала, умел убедить комитет по культуре в необходимости выделить деньги на пополнение труппы талантливым молодняком.
Еще один их спектакль — "Братья Карамазовы" в постановке Григория Козлова. В Театральной академии работу довели до комнатного прогона, полноценной сценической премьеры следует ждать в ноябре. А вот в давно задуманном "Тартюфе" мастер намерен объединить своих выучеников разных лет. Еще один проект — "Антигона" Софокла. Наконец, вампиловскую линию репертуара, начатую отличным "Старшим сыном", худрук собирается продолжить одной из лучших пьес Александра Вампилова — "Утиной охотой".
А интересы его учеников–режиссеров обращены к современным текстам. Роман Габриа, выпустивший в прошлом сезоне "Однажды в Эльсиноре" — рок–н–ролльную версию "Гамлета", возможно, займется драматургией Михаила Угарова, есть планы постановки в "Мастерской" Дмитрия Егорова и продолжения плодотворного сотрудничества с Екатериной Гороховской. Корабль плывет.