Пользователи смартфонов и планшетов теряют интерес к мобильным приложениям. Аналитики говорят, что этот рынок объемом $16,3 млрд достиг своего максимума, и прогнозируют стагнацию.
Рынок программного обеспечения для мобильных устройств стоит на пороге в лучшем случае стагнации, в худшем случае — спада. Аналитики зафиксировали снижение интереса пользователей к скачиванию новых приложений для смартфонов и планшетов. По подсчетам J'son & Partners Consulting, объем мирового рынка в 2013 году составил $16,29 млрд. Российский рынок в этом же году достиг $245,7 млн. В России, по данным участников рынка, мобильными приложениями занимается не менее 400 компаний.
Неинтересно
Первые признаки того, что отрасль подходит к своему пику, обнаружились в Великобритании. По данным нового исследования Deloitte, в 2014 году в стране резко упало среднее количество ежемесячных скачиваний приложений. В том числе это связано с тем, что те, кто ранее регулярно устанавливал новые программы, заметно снизили свою активность. В среднем на пользователя теперь приходится 1,82 приложения вместо 2,32 годом ранее.
Тенденция уже влияет и на выручку. Оказалось, что треть владельцев смартфонов (31%) в обычный для себя месяц вообще не делают никаких покупок. Еще в прошлом году количество таких пользователей не превышало 20%. Кроме того, почти восемь из 10 человек, опрошенных аналитиками, заявили, что никогда не тратятся на мобильные приложения и другой платный контент. Хотя рынок мобильных приложений по–прежнему растет, по данным Deloitte, это происходит в основном за счет появления новых пользователей смартфонов. И, когда их количество достигнет максимума (производители прогнозируют насыщение рынка таких устройств уже в ближайшие годы), рост рынка мобильных приложений может сойти на нет. Уже сейчас его темпы снижаются.
Мнения участников рынка по поводу того, стоит ли ожидать в России подобных процессов, разделились. "Российский рынок приложений не намного отстает от Европы. Скорее всего, мы будем проходить через те же самые процессы", — считает коммерческий директор петербургского разработчика Touch Instinct Дмитрий Костин.
Управляющий директор петербургской компании i–Free Innovations Кирилл Петров в целом согласен с подсчетами Deloitte. Но, по его мнению, вряд ли тренд обернется серьезными последствиями для рынка. Например, потому, что статистику среднего количества загрузок портит прежде всего появление новых пользователей смартфонов, которые якобы спасают рынок от падения выручки. Дело в том, что сейчас это уже не энтузиасты новых технологий, а более массовая и менее платежеспособная аудитория. "Во многих странах это смартфоны, у которых нет встроенного Google Play. Либо аудитория не активирует свои аккаунты, либо не имеет инструментов платежа. Это тоже влияет на количество покупок", — говорит Кирилл Петров.
Что же касается наблюдающегося падения продаж ПО, то оно сейчас во многом компенсируется растущими покупками внутри самих приложений. Например, пользователи активно приобретают новые возможности и уровни в играх. В московской же компании Digital Zone прогнозируют, что рано или поздно такая бизнес–модель будет вызывать все большее раздражение у пользователей.
Нет места
"Мы не видим ни снижения интереса к нашим новым приложениям, ни сокращения числа загрузок уже существующих", — делится руководитель мобильной экосистемы "Яндекса" (у компании более 20 приложений для различных платформ) Александр Зверев. Но именно наличие достаточного количества хорошо раскрученных и часто предустановленных приложений от таких крупных компаний, как "Яндекс", по мнению аналитиков Deloitte, и приводит к исчезновению потребности у пользователей устанавливать что–нибудь альтернативное. "Миллионы разработчиков по всему миру создают миллионы приложений, но сливки достаются только топу крупных издателей", — согласен с аналитиками Кирилл Петров.
К 2014 году количество мобильных приложений в онлайн–магазинах Google Play и App Store перевалило за 2,5 млн. Если темпы роста сохранятся, к 2017 году эта цифра может удвоиться. Новым компаниям из–за этого становится все сложнее пробиться на рынок мобильных приложений. Впрочем, как отмечают в Digital Zone, в России это все же сделать гораздо проще, чем во многих зарубежных странах: конкуренция у нас пока не столь высока. Но укрупнение — наиболее вероятный сценарий развития рынка — как российского, так и зарубежного, соглашаются участники рынка.
“
По моим ощущениям, интерес к приложениям у пользователей действительно падает. В первую очередь это касается платных приложений, как правило, речь идет об играх либо условно функциональных приложениях. Что касается сегмента бесплатных приложений, которые делаются по заказу крупных клиентов, то здесь ситуация совершенно иная. Например, мобильные клиенты для банков становятся все более популярными и постепенно вытесняют традиционные инструменты взаимодействия. У российского рынка мобильных приложений есть своя специфика. У нас, например, намного меньше конкуренция, а потому пробиться здесь в топы того же AppStore гораздо проще и дешевле. Но в целом тенденции и на западном, и на российском рынках сходны. Рынок взрослеет и имеет тенденцию к укрупнению.
Дмитрий Завалишин
генеральный директор и совладелец компании Digital Zone