Авиаперевозчики активно переманивают пассажиров у железнодорожников. По итогам года еще 1 млн человек может пересесть с поезда на самолет. Вся надежда Октябрьской железной дороги — на скоростные поезда.
Железная дорога теряет пассажиропоток ускоренными темпами. Так, в январе–августе возглавляемая Виктором Степовым Октябрьская железная дорога (ОЖД, филиал РЖД) сократила перевозки пассажиров в дальнем следовании на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года — до 11,3 млн человек, и это при том, что август традиционно считается пиковым в пассажирских железнодорожных перевозках, а с сентября и до конца года спрос сокращается. При сохранении негативной динамики по итогам 2014 года Октябрьская дорога может недосчитаться примерно 800 тыс. — 1 млн пассажиров, а в денежном выражении потери дороги, по оценкам экспертов, могут превысить 3 млрд рублей. Компенсировать убытки железнодорожники намерены за счет расширения провозной емкости скоростных "Сапсанов".
Все чаще и чаще
За перевозку пассажиров в обычных поездах дальнего следования отвечает Федеральная пассажирская компания (ФПК, "дочка" РЖД). В официальных отчетах компании называют несколько причин снижения спроса.
Во–первых, это кардинально изменившаяся в последние пару лет государственная политика в области развития гражданской авиации. В этом году, как и в прошлом, правительство РФ наращивало объемы субсидирования авиакомпаний, запускающих новые региональные рейсы.
Во–вторых, из–за дефицита федерального бюджета правительство страны сократило субсидирование пассажирских перевозок, по этой причине только в прошлом году плацкарт подорожал на 20%, а в этому году железнодорожникам разрешили повысить цены еще на 5%. В результате только двух этих причин лететь из Петербурга стало ненамного дороже, чем ехать на поезде.
На рост спроса авиаперевозчики ответили увеличением частоты рейсов. Как следствие, пассажиропоток на внутренних направлениях демонстрирует небывалые темпы прироста. Оператор петербургского аэропорта "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС) подсчитал, что за 8 месяцев текущего года Пулково обслужило 4,8 млн человек, что на 25% выше уровня 2013 года.
Без учета рейсов Петербург — Москва прирост пассажиропотока составил 33%, отмечают в ВВСС, то есть основной прирост пассажиропотока дают именно новые региональные направления, а не рейсы между двумя столицами.
С начала года открылись семь новых внутренних рейсов из Пулково. "ЮТэйр" запустила рейсы в Анапу, Владикавказ, Махачкалу, Нижневартовск, Новый Уренгой, Тюмень, а "Трансаэро" — в Южно–Сахалинск и в Симферополь. Крым, кстати, для авиаторов стал полуостровом сокровищ из–за слабой железнодорожной связи с ним. Маршрутом Петербург — Крым воспользовались 130 тыс. человек, что втрое выше уровня 2013 года, сообщили в ВВСС.
Еще большие темпы прироста демонстрируют субсидируемые региональные рейсы: в Киров, Саранск, Курган, Курск и т. п. С начала года по ним перевезли почти 1 млн человек, что в 5 раз выше уровня 2013 года.
Быстрее и больше
Руководство РЖД и ФПК уже неоднократно заявляло, что приоритетом в развитии пассажирских перевозок, как дальних, так и пригородных, должно быть скоростное сообщение, спрос на которое остается неудовлетворенным.
Особенно это заметно на самом востребованном направлении Москва — Петербург, на котором ежегодно перевозится более 10 млн пассажиров, или 9% от всех пассажиров дальнего следования за прошлый год.
Причем скоростными поездами перевозятся лишь 30% пассажиров, хотя спрос намного выше. Так, в ОЖД сообщили, что в пиковые периоды, например, в период экономического форума, дорога запускает в дополнение к "Сапсану" скоростную электричку "Ласточка", в этом году она курсировала между двумя столицами с середины августа до начала сентября.
Кроме того, с 1 августа на главном направлении страны запущены сдвоенные "Сапсаны" — каждый состав по 20 вагонов сможет перевезти 1050 человек. Если сдвоенные "Сапсаны" будут загружены хотя бы на 80%, то за оставшиеся до конца года месяцы железнодорожники смогут перевезти дополнительно более 500 тыс. человек и так компенсировать отток пассажиров на остальных направлениях дальнего следования, а если учесть высокую стоимость билетов на скоростные поезда, то доходы дороги могут покрыть значительную часть ее возможных потерь — 3 млрд рублей.
“
На динамику пассажиропотока оказывает влияние девальвация рубля и, как следствие, повышение стоимости авиабилетов за рубеж, спад экономической активности. Кроме того, политическая ситуация привела к заметному спаду въездного туризма. Банкротство ряда туроператоров также негативно повлияло на туризм и авиаперевозки. Данные процессы в целом влияют на замедление темпов роста международного пассажиропотока и переориентацию спроса на внутренние направления. На них пассажиропоток вырос на 25% и почти сравнялся с пассажиропотоком на международных линиях, который увеличился только на 3%.
Евгений Ильин
коммерческий директор ООО "Воздушные ворота Северной столицы"