Госдума приняла в первом чтении закон о контроле производства и продажи пива с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы. Ее внедрение грозит миллиардными потерями для пивоваров и региональных бюджетов.
Вчера
Госдума России
в первом чтении почти единогласно приняла законопроект, согласно которому с 1 июля к ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системе) должны подключиться все производители пива с объемом производства от 300 тыс. дал в год.
Успеть до лета
Для пивоваренной отрасли внедрение ЕГАИС уже через 4 месяца может стать очень серьезным ударом, ожидают участники рынка. "Такого короткого срока для внедрения и отладки системы, очевидно, недостаточно. Мы выступаем за перенос срока как минимум на 1 января 2016 года", — говорит директор по корпоративным отношениям Heineken Russia Кирилл Болматов.
Дополнительный негативный фактор, по его мнению, — это остановки производства в связи со сбоями, которые неизбежны при одновременном подключении к системе сотен заводов. "В пик сезона они приведут к миллиардным потерям не столько пивоваров, сколько региональных бюджетов, в которые зачисляются все наши акцизные платежи", — ожидает он.
"Данная мера для пива избыточна, подключение индустрии к ЕГАИС без учета мнения отрасли может привести к необратимым последствиям", — убежден Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании ОАО "САН ИнБев". Он надеется, что мнение пивоваров будет учтено при дальнейшем рассмотрении законопроекта и как минимум будет введен достаточный, не менее 8 месяцев, период пусконаладочных работ.
Неравенство
Вызывает претензии пивоваров и критерий установки ЕГАИС — освобождение от необходимости установки пивоваренных компаний мощностью менее 300 тыс. дал. "Если уж государству необходимо следить за полнотой уплаты налогов, то никаких исключений быть не должно", — категорично заявляет Кирилл Болматов.
Нет места для маневров
В свое время поспешное внедрение ЕГАИС для крепкого алкоголя стало причиной настоящего коллапса целой отрасли и привело к простоям, резкому сокращению налоговых отчислений в бюджет, напоминает Ораз Дурдыев. Он подчеркивает, что "САН ИнБев" готов участвовать в пилотных проектах, чтобы тестировать системы и свести к минимуму риски серьезных финансовых потерь. "Надеемся, что на уровне рабочих групп представителей индустрии и регулирующих органов нам удастся решить ключевые проблемы", — говорит Ораз Дурдыев.
Одна из таких проблем, с которой столкнутся пивовары после внедрения ЕГАИС, — это невозможность производства безалкогольных напитков. В отличие от производителей крепкого алкоголя, пивовары имеют возможность разливать на том же оборудовании квас, лимонады и другие безалкогольные напитки.
По данным Heineken, около половины кваса и лимонада в России производится пивоваренными предприятиями. По словам Кирилла Болматова, это позволяет им, несмотря на непрерывное падение потребления пива в стране, сохранять объемы производства и рабочие места.
Напомним, что пивоваренная отрасль переживает не лучшие времена во многом из–за последовательных законодательных ужесточений работы. Так, объемы продаж Heineken в России, по данным ее отчета за 2014 год, сократились примерно на 10%. ООО "Пивоваренная компания "Балтика" зафиксировало падение рынка пива за 2014 год в размере около 7% по сравнению с 2013 годом.
Основные причины этого — ухудшение общей макроэкономической ситуации и рост инфляции, говорится в отчете компании. Кроме того, уже не первый год существенное влияние на рынок оказывают законодательные ограничения: увеличившаяся налоговая нагрузка и запрет продажи пива в нестационарных торговых точках.