Новгородская область оказалась на грани дефолта: регион не может расплатиться по долгам перед ВТБ в размере 2 млрд рублей. Банк отказывается перекредитовывать регион, а на подходе срок выплаты еще по 2,2 млрд рублей. Чиновники ищут деньги в других банках, но месяц назад никто не согласился давать региону деньги под 23,3%.
У Новгородской области не хватает денег на обслуживание банковских кредитов. Dp.ru стало известно, что накануне реструктурировать долг региона в размере 2 млрд рублей отказался его крупнейший кредитор — банк "ВТБ".
Власти Новгородской области отказываются говорить о дефолте, но трудности признают. В ближайшие дни новгородские чиновники подведут итоги конкурсов, чтобы найти банк, который отдаст за правительство деньги ВТБ. Оба — на 1 млрд рублей, первый на один год, второй — на два. Прием заявок на участие заканчивается в пятницу. В аналогичном конкурсе, завершившемся месяц назад, не захотел участвовать ни один банк. Причем ставка по кредиту, которую предлагали чиновники, — 23,3%. Это относительно небольшой процент: сейчас другие регионы занимают деньги в диапазоне 22,3-25%.
Кредит в размере 2 млрд рублей, о котором идет речь, ВТБ выдал Новгородской области сроком на 1,5 года еще в августе 2013 года. Тогда, в 2013 году, спустя 2 месяца был выдан еще один кредит, на 2,2 млрд рублей, и отдать его новгородцам нужно будет в апреле 2015 года. Проблема беспокоит не только банк и власти региона. Совещание по выходу из сложившейся ситуации должно было проходить на уровне федеральных властей в Москве во вторник, однако вчера его перенесли на среду, 4 марта. "Его подробности станут известны, только если о них разрешат рассказать", — сообщил источник dp.ru, знакомый с вопросом.
В конкурсе, объявленном 19 января, вероятно, для переноса долга перед ВТБ на более поздний срок, никто участвовать не стал. По нему пытались привлечь как раз 2 млрд рублей. Можно предположить: планировалось, что именно ВТБ выиграет этот конкурс и, таким образом, перекредитует регион. Однако что-то пошло не так, и банк не стал снова давать в долг новгородцам. Теперь чиновники, видимо посчитав сумму кредита слишком большой, разделили его на две части. Сейчас в активной стадии два конкурса на 1 млрд рублей каждый. Они размещены на сайте госзакупок 18 февраля с разницей в 20 минут. Прием заявок от участников заканчивается в пятницу.
Губернатор Новгородской области Сергей Митин всю прошлую неделю, по его собственным словам, также провел в Москве, обсуждая возможность замены коммерческих кредитов на бюджетные. "В настоящее время реализуется предложение, озвученное на президиуме госсовета по вопросу повышения экономической устойчивости регионов, — по замене коммерческих кредитов регионов на бюджетные. Поэтому практически всю неделю я и наши финансисты работали в Москве, оговаривали условия реализации этих мероприятий", — заявил Сергей Митин в понедельник. Цитата руководителя региона приводится на сайте областного правительства. Но, надо полагать, пока дела идут не очень хорошо.
Долги тянут на дно
Общий долг Новгородской области, по данным на начало февраля 2015 года, составляет 14,589 млрд рублей, срок полного погашения всех обязательств — январь 2018 года. Из них 8,4 млрд приходится на кредиты, выданные банками, остальное — кредиты из федерального бюджета.
В течение как минимум полугода область испытывает сложности с долгами. Для решения проблемы власти пытаются привлечь дополнительные кредиты, пусть и не всегда удачно. За прошедший год региональный департамент имущественных отношений и государственных закупок, согласно сайту госзакупок, объявил шесть конкурсов на привлечение кредитов. В сентябре кредит в размере 1,5 млрд Новгородская область получила от ОАО "Банк "Северный морской путь". Этот банк контролируется братьями Ротенбергами и в апреле 2014 года одним из первых попал под западные санкции. Еще 2,7 млрд регион в декабре получил по двум конкурсам (1,8 млрд и 900 млн), которые выиграл Сбербанк.
Речи о дефолте региона нет, попросила dp.ru не сгущать краски в телефонном разговоре заместитель руководителя департамента финансов Новгородской области Валентина Смирнова. В департаменте также сослались на грядущие конкурсы.
"Ни о каком дефолте речь не идет, — ответила руководитель департамента финансов Новгородской области Елена Солдатова. — Была ситуация в феврале, когда на объявленный нами аукцион по привлечению коммерческих кредитов банки не вышли. Правительство области провело встречи с крупными банками, в Минфине РФ. В настоящее время объявлен новый аукцион, в марте мы привлекаем коммерческий кредит 2 млрд рублей. В апреле — еще 2,2 млрд рублей. Средства пойдут на погашение ранее взятых кредитов".
Вместе с тем источник в банковских кругах Северо-Запада, знакомый с вопросом, говорит именно о дефолте — так называется ситуация, когда заемщик не может в срок отдать кредит. Вместе с тем при подходе к вопросу уж совсем формально, если в этой ситуации кредитор соглашается ждать, а ВТБ соглашается, речь идет все же и правда не о дефолте, а о реструктуризации.
Возможный дефолт региона и в ВТБ называют надуманной информацией. В банке также отметили, что, если предыдущий конкурс на кредит в 2 млрд ранее никого не заинтересовал, это говорит лишь о его невыгодных условиях. В письменном ответе банк "ВТБ" подтвердил, что региону здесь ранее выдали два кредита в размере 4,2 млрд рублей. В ВТБ также рассматривают возможность участия в конкурсах региона на кредиты.
При этом любопытно, что участвовать в конкурсе, максимальная стоимость кредита в котором предлагалась на уровне 23,3%, банк не стал. В обоих новых конкурсах масимальная процентная ставка составляет 19,1%, отмечается в документации к конкурсу на сайте госзакупок. То есть теоретически она даже может уменьшиться. Понятно, что деньги для банков с тех пор подешевели — ЦБ снизил с начала февраля ключевую ставку с 17 до 15%, — однако, когда речь идет о займе на общую сумму 2 млрд, каждый процент для кредитора на вес золота.
Никаких дефолтов
Запланированный дефицит бюджета в Новгородской области 2015 году составляет 1,4 млрд рублей — 5% от его расходов (25,2 млрд рублей), доходы бюджета составят 23,8 млрд рублей. В три предыдущих года расходы казны Новгородской области превышали доходы примерно в этом же диапазоне. Бюджет на 2014 год был принят с дефицитом в 2 млрд рублей, на 2013 — 900 млн, на 2012 — 1,3 млрд.
В декабре 2014 года рейтинговое агентство "РИА Рейтинг" подтвердило рейтинг кредитоспособности Новгородской области по национальной шкале на уровне АА- со стабильным прогнозом. Регион, таким образом, относили к категории заемщиков с очень высоким уровнем кредитоспособности, а его бюджетную систему оценили как устойчивую и стабильную. Однако, по словам финансовых экспертов, этот рейтинг выглядит сомнительным. Кроме того, с декабря ситуация могла сильно измениться.
Тем временем местные власти уже готовы резать областной бюджет на 10%. Сокращение расходов объясняется именно обслуживанием госдолга. Проект местного закона на эту тему уже готов, сообщается на сайте правительства Новгородской области. "В 2015 году до 25% годовых увеличилась ставка по среднесрочным кредитам банков", — говорится в сообщении. Виной всему, сказано там же, изменение макроэкономических показателей и риски невыполнения плана по поступлению налога на прибыль и НДФЛ.
Технически объявить дефолт региональные власти не могут до 2017 года, когда вступит в силу положение Бюджетного кодекса о недопустимости превышения долга региона над его доходами. Однако, учитывая закредитованность регионов и общее ухудшение экономической обстановки, власти будут отодвигать вступление в силу этой нормы насколько это возможно долго, говорит председатель Псковского регионального отделения партии "Яблоко" Лев Шлосберг. В Псковской области, в Законодательное собрание которой избран Лев Шлосберг, дефицит бюджета на 2015 год запланирован на уровне 2 млрд рублей при доходах 21,6 млрд. Долг региона, по данным Минфина на 1 февраля, — 11,9 млрд рублей, из них 6,5 млрд — коммерческим банкам.
О большой вероятности переноса вступления в силу норм Бюджетного кодекса о региональных дефолтах на все более поздние сроки Лев Шлосберг говорит, ссылаясь на разговоры в парламенте и кабинете министров РФ. Либо же, говорит он, в игру вступит Минфин, который зальет регионы более дешевыми деньгами, лишь бы не брать на себя такую ответственность, как внешнее финансовое управление.
"Эта процедура означает, что Минфин должен делегировать в регион своего представителя. В конечном итоге ответственность за такие непопулярные решения, как сокращение расходов региона, ляжет на федеральное ведомство, за спиной которого, как известно, президент. В этом случае такие громоотводы, как губернаторы, теряют смысл, — рассказывает Лев Шлосберг. — Так или иначе Минфину этого не нужно, уже сейчас наблюдается движение в сторону замещения коммерческих кредитов займами из федерального бюджета по сниженной ставке".
"Исключать, конечно, ничего нельзя, но, думаю, возможность дефолта того или иного региона маловероятна — у них всегда есть возможность обратиться за помощью в федеральный центр и реструктурировать долг за счет займов из федерального бюджета", — говорит экономист центра макроэкономического анализа Альфа-Банка Дмитрий Долгин.
Похожей позиции придерживаются и в ИГ "Энергокапитал". Если регион пойдет на такой шаг, это дестабилизирует и без того непростую ситуацию на долговом рынке. Точки зрения о недопустимости подобной ситуации придерживаются и региональные, и федеральные власти, и для того, чтобы ее избежать, есть все возможности, говорит руководитель аналитической службы "Энергокапитала" Александр Игнатюк. У Минфина, по его словам, есть возможности избежать таких проблем при помощи трансфертов и субсидий.
"Тем не менее предварительные признаки дефолтной ситуации и даже технического дефолта вполне возможны из-за проблем с кассовыми разрывами при исполнении бюджета, — не исключает аналитик. — Подобные признаки лишь стимулируют принятие оперативных решений на федеральном уровне. И рынок, и власти говорят о скором замещении долгов регионов государственными займами. Из-за событий последних месяцев и скорости, с которой те случаются, бюджетная система действительно выглядит разлаженной, и, чтобы починить ее, потребуется не один месяц".
Слова экспертов косвенно подтверждают и недавние события на федеральном уровне. На прошлой неделе о возможности замены для регионов банковских кредитов бюджетным заявил президент России Владимир Путин. Президент также поручил правительству сформировать механизм софинансирования расходов регионов на основе объединения межбюджетных субсидий. Он подчеркнул, что часто решения принимаются, но остаются на бумаге из-за бюрократических проволочек и низкой исполнительской культурой федеральных ведомств.
Теоретическая возможность
"Техническая вероятность дефолта у российских регионов действительно есть — как и у любого другого заемщика, неспособного обслуживать свой долг или погасить займы. Лидеры по неоплаченным пока долгам — Московская, Самарская и Ульяновская области, — говорит старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова. — Власти, впрочем, неоднократно обращали внимание на то, что не допустят дефолтов регионов и будут работать с каждым отдельным случаем индивидуально".
По данным Министерства финансов РФ, на 1 февраля общая задолженность регионов превышала 2,092 трлн рублей. Из них 874,7 млрд приходится на долги коммерческим банкам, ценных бумаг регионы выпустили на 441,8 млрд рублей, бюджетные кредиты занимают 662,1 млрд в общей структуре долга. После Москвы с ее 165,7 млрд рублей долга идут Краснодарский край (136,3 млрд) и Московская область (103,2 млрд). Петербург с долгами в размере 14,6 млрд рублей не входит даже в первую десятку.
Долги регионов растут гигантскими темпами. Еще в 2010 году общий долг регионов, по расчетам S&P, составлял чуть больше 1 трлн рублей, расходы на обслуживание долгов составляли немного более 8% от доходов. За 4 года долг прирос именно за счет кредитов от банков, видно и по статистике Минфина, и по диаграмме рейтинового агентства. Прогнозы S&P на 2015 год, сделанные в декабре 2013 года, были плачевными, притом, что тогда речи ни о каких санкциях еще не шло, но экономика уже замедлялась. Агентство предсказывало, что в 2015 году долг регионов будет больше 3 трлн рублей, а расходы на его обслуживание превысят 10% от доходов.