Комитет по госзаказу обратился к помощи 200 волонтеров, которые должны блюсти интересы российских производителей. Группу наблюдателей возглавила Анна Филоненка, руководившая приемной при Следственном комитете.
Сегодня комитет по госзаказу заключил соглашение о сотрудничестве с комитетом по промышленной политике и инновациям и с общественной организацией "Центр общественного контроля" о совместной работе по мониторингу госзакупок. К работе в комитете приступят 200 человек волонтеров. В будущем их число планируют увеличить в разы засчет привлечения активистов из других организаций.
Функция этих новых участников в процессе распределения госзакупок (годовой объем в Петербурге составляет около 200 млрд рублей) заключается в анализе конкурсной документации, в основном в интересах местных производителей.
В качестве примера такой работы глава комитета по промышленной политике Максим Мейксин рассказал историю о ножницах, которые закупают по конкурсам с документацией с заведомо "нероссийским" характеристикам. Например, указывают желательного производителя - Тайвань, или длинну в сантиметрах - именно такую, которую не выпускают в России, хотя разница с российскими ножницами составляет несколько сантиметров. "А ведь в Петербурге есть несколько прекрасных производителей ножниц", - заключил Максим Мейксин.
Механизм работы волонтеров с комитетом по госзаказу чиновники описали так. Группа общественников будет изучать конкурсы на портале госзакупок. Делать это группа будет, видимо, выборочно и хаотично. Организаторы этого "общественного" мониторинга назвали его "сплошным", но в реальности для столь подробного изучения всего объема заказов понадобились бы, пожалуй, тысячи добровольцев. Волонтеры будут искать нарушения и передавать информацию в комитет по госзакупкам. Его сотрудники будут общаться с заказчиками, а те - вносить правки в документацию.
Группу общественников возглавила Анна Филоненко, выходец из около-государственных общественных структур, например, в ее багаже - руководство общественной приемной при Следственном комитете.
Правда, здесь возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, не будет ли процесс закупок парализован из-за внесения тысяч дополнительных правок в уже объявленные конкурсы и аукционы? Во-вторых, кто в комитете будет обрабатывать данные от сотен общественников, ведь чиновники комитета регулярно сообщают, что завалены работой? И в-третьих, если проблема заключалась только в мониторинге, то почему его нельзя было организовать раньше?
На эти вопросы недавно назначенный глава комитета по госзакупкам Дмитрий Сачков ответил довольно уклончиво. По его словам, вносить многочисленные правки в объявленные конкурсы и аукционы приходится и сейчас, так что лишняя тысяча изменений погоды в загрузке сотрудников не сделает. А обрабатывать нарушения, найденные общественниками, будут действующие сотрудники комитета. Штат для этих целей расширять не планируется.
Это нововведение - одно из первых действий Дмитрия Сачкова на посту главы комитета, который он занял в середине февраля этого года. Дмитрий Сачков был переведен в комитет по госзаказу с должности заместителя главы комитета финансового контроля. До этого он возглавлял комитет по развитию туризма, а еще раньше занимал пост заместителя начальника аппарата губернатора Петербурга.
При этом отставка предшественника Дмитрия Сачкова на посту главы комитета по госзаказу, Сергея Русина, была очередной перестановкой в череде многочисленных назначений в Смольном. А Дмитрий Сачков стал одним из представителей новой команды Полтавченко, которая, видимо, призвана улучшить ситуацию с распределением бюджетных денег.