В Государственную думу внесли правительственный законопроект об амнистии капиталов — ценных бумаг, акций, долей в организациях, недвижимости и контролируемых россиянами иностранных компаний. Сообщить обо всем этом властям владельцы должны будут до конца года. В первозданном виде законопроект выглядит достойно, отмечают юристы, но без либерализации валютного законодательства не обойтись.
В нижнюю палату парламента правительство внесло долгожданный законопроект об амнистии заграничных капиталов российских граждан. Еще один документ из так называемого антиофшорного пакета распространяется на ценные бумаги, акции и доли в капитале организаций, недвижимость и иностранные компании, контролируемые россиянами. Задекларировать все это добро нужно до конца года, сомневаться в скорейшем принятии документа не приходится.
По замыслу
законотворцев, законопроект должен создать "правовые основы для возвращения в Россию имущества, вывезенного с нарушениями налогового, валютного и таможенного законодательства". Планируется пополнить законодательство понятиями о номинальном и фактическом владельце и прописать механизм передачи права собственности от первого к второму. У фактического владельца должна появиться возможность внести имущество в декларацию.
Амнистия коснется всех, на кого в момент обращения не было заведено дел о нарушении уголовного, налогового и административного законодательства относительно имущества, которое декларируется. Кроме того, она распространяется на действия, совершенные только до 1 января 2014 года — для того чтобы отсечь нечистых на руку, которые могли незаконно завладеть тем или иным имуществом, зная о подготовке амнистии. История с прощением иностранных капиталов как раз обсуждается в верхах около года. Общий курс на деофшоризацию Владимир Путин объявил в ходе послания Федеральному собранию под занавес 2013 года.
На декларацию, которую будут отправлять в ФНС, разумеется, распространяется налоговая тайна. Сведения, содержащиеся в такой декларации, не могут передаваться никаким государственным органам, подчеркивается в пояснительной записке. Прежде всего это следует читать как "представителям следственных органов". Работник налоговой службы, которому стали такие данные известны, не может быть привлечен к ответственности, если откажется давать показания по этому вопросу, четко прописано в 4 статье законопроекта, посвященной гарантиям.
В статье о гарантиях также указано, что декларант освобождается от уголовной, административной и налоговой ответственности за нарушения закона, связанные с приобретением активов, о которых он решил сообщить. Информация, которой он делится, не может стать поводом для возбуждения таких разбирательств, написано для пущей верности в той же статье. Неясно, как это коррелирует с заявлением Медведева о необходимости прозрачной процедуры и избирательности подхода.
К важным моментам относится и то, что имущество не обязательно возвращать на территорию России, его нужно обозначить. Это не касается стран из черного списка межправительственной организации FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering), к которой Россия присоединилась в 2003 году, и стран, у которых с Россией нет договора о двойном налогообложениии. А такие договоры на самом деле подписаны практически со всеми более-менее значимыми странами, от США до Северной Кореи.
При этом одна из мер, предложенная в проекте, явно противоречит основополагающему принципу той же FATF, напоминает управляющий партнер "ДювернуаЛигал" Егор Носков, — он легализует в том числе криминальные деньги. Кроме того, закон в таком виде может стать настоящей меккой для тех, кто хочет переместить капитал из пункта А в пункт Б, не заплатив налоги, говорит партнер "S&K Вертикаль" Андрей Миконин и отмечает, что ФНС должна быть к этому готова. Надо полагать, меры противодействия отразятся в подзаконных актах или внутренних регламентах налоговой.
"Любая передача имущества должна быть оформлена в качестве сделки, у которой должно быть основание, по которому начисляются налоги, в предлагаемом случае передача от налогов освобождается", — объясняет Андрей Миконин. В целом же он называет предлагаемую меру эффективным решением, соответствующим времени. На сегодняшний день есть достаточно много россиян, которые умеют и готовы работать по-белому, говорит юрист, если им дадут возможность удобно и безопасно заплатить налоги.
К тому же далеко не все скрытые активы нужно считать преступными — большая их часть выведена за рубеж для защиты, сохранения деловой репутации и элементарного удобства, говорят юристы. Между появлением проекта амнистии и принятием закона о контролируемых иностранных компаниях многие сомневались в работоспособности последнего. Не было смысла показывать активы, о которых государству ничего не известно, не получая никаких гарантий, что те не отнимут. К тому же обмен информацией между налоговыми органами, который едва удалось урегулировать, в условиях обострения международных отношений вызывал вопросы.
Активы сложнее земельного участка могут быть более удобны для управления из другой юрисдикции, говорит Андрей Миконин. Существенная часть средств, хранящаяся на офшорных счетах, — это сбережения бизнесменов и частных лиц, солидарен Егор Носков. Компания может даже не вести деятельность. Хранить деньги на личных задекларированных зарубежных счетах граждане не хотят, поскольку в силу уже валютного законодательства РФ ими практически невозможно пользоваться, отмечает юрист. Для того, чтобы россияне отчитывались о финасовых активах, нужно ослабить их жесткий контроль.
Среди преимуществ
офшоров — гарантия сохранения собственности и более простые варианты привлечения заемных средств для кредитования компаний с использованием иностранных инвестиций, добавляет директор по развитию "1Капиталь" Дмитрий Соломников. Для госслужащих это возможность скрыть свое состояние, при том, что они по закону не могут владеть иностранным имуществом. В основном, амнистия направлена именно на них, считает специалист. Потребность в такой мере появилась давно, однако пока не ввели санкции, а бюджетные доходы не начали таять на глазах, всерьез о нем не думали.
"Состоятельных людей, которые перевели свои активы в РФ, можно посчитать по пальцам, — говорит Дмитрий Соломников. — Но, если правительство даст им понять, что санкции в отношении нашей страны — это надолго, и гарантирует олигархам сохранение капиталов, то вероятность возвращения активов возрастет. Законопроект принимается в связи с возможным введением ограничений по использованию российских капиталов".
"При помощи личного счёта в зарубежных банках россиянин, например, не может купить ценные бумаги, на него же невозможно перечислить полученные дивиденды, выдать или получить займ от своей же компании, — рассказывает Егор Носков. — Сначала было необходимо лишь задекларировать иностранные счета и это должно было стать единственной формальностью. Затем, после того как тысячи счетов были задекларированы, граждан обязали отчитываться о транзакциях, при том, что любая операция по зарубежному счету, не подпадающая в весьма скудный перечень разрешенных законом, карается штрафами порой в 100% от её размера. Где гарантия, что в пулеметном порядке завтра не будет принят закон, устанавливающий уголовную ответственность просто за не подачу деклараций или о введении налогообложения тех, кто сегодня решил задекларировать имущество? В законодательной среде, в которой в кратчайшие сроки принимаются такие, мягко говоря, неоднозначные нормы, как уголовная ответственность за сократие вида на жительство в другом государстве, сложно рассчитывать на доверие к разумности и последовательности даже самых либеральных инициатив".
По его мнению, внесенный сегодня законопроект в существующем виде не примут в силу его излишней либеральности. А если и примут, то без последующей либерализации законодательства о валютном регулировании волны капитала в сторону России ждать не стоит.
Саму амнистию он все же приветствует, поскольку в условиях закона о контролируемых иностранных компаниях, принятого в прошлом году и в этом вступившего в силу, это был необходимый шаг, о котором говорили буквально все. В новых условиях поток иностранных инвестиций в РФ остановился — владльцы офшоров не захотели их "светить". Поступления шли в основном с Кипра и Британских Виргинских островов в объемах, просто несопоставимых с численностью их населения, говорит Егор Носков. Это было реинвестирование тех же россиян.
Амнистия вступит в силу в день официальной публикации. Принять законопроект до летних каникул накануне настоятельно рекомендовал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Впрочем, новейшая история Госдумы знает множество примеров, когда законы подобной степени важности проходили все необходимые процедуры в считанные дни.
По так называемому антиофшорному закону, продолжением которого стала амнистия капитала, российские налоговые резиденты, владеющие долями в иностранных компаниях, обязаны отчитываться о нераспределенной прибыли. Минимальный заработок, о котором нужно будет доложить налоговикам, в этом году составляет 50 млн рублей, в 2016 году составит 30, но в 2017 его снизят до 10 млн. Контролирующими иностранную компанию теперь считаются фирмы или физическое лицо, владеющие более 50% компании в 2015 году и более 25% с 2016 года. Если несколько лиц совместно владеют компанией больше чем наполовину, минимальная доля для каждого из них составляет 10%.
За неотражение в налоговой базе доходов офшорных компаний придется заплатить 20% от неуплаченного налога, но не меньше 100 тыс. рублей. За сокрытие или предоставление фиктивных сведений об иностранных компаниях — 100 тыс. рублей за каждое юрлицо. В случае, если собственник компании не заявил о подобных активах, штраф составит 50 тыс. рублей с компании.