Пока акционеры сетей "Здоровый малыш" и "Дети" делят сферы влияния, бизнес одного из крупнейших в России торговцев детскими товарами рушится. Практически все поставщики прекратили поставки и предъявили к ретейлеру иски на 365 млн рублей.
Игрок номер два на российском розничном рынке детских товаров — петербургская ГК "Спецобслуживание", управляющая сетями "Здоровый малыш", "Мама" и "Дети", — находится в острой фазе корпоративного конфликта. Совладелец бизнеса Николай Кичиджи оспаривает действия двух своих партнеров — Алексея Угаркина и Романа Яворского по выводу активов и смене топ–менеджмента. Акционерный конфликт уже отразился на финансовом состоянии бизнеса.
По данным сайта Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, к ЗАО "Дети" и ЗАО "Спецобслуживание" в I квартале 2015 года подано более 50 исков от поставщиков детских товаров на общую сумму 365 млн рублей. И это притом, что в предыдущие годы сети практически не имели судебных претензий от партнеров. Основные поставщики прекратили отгрузку товаров в сети с нового года. Петербургские родители, которые приобретают в "Здоровом малыше" товары по детским социальным картам в рамках программы соцзащиты населения, уже начали жаловаться в Смольный на отсутствие нужных им товаров на полках сети. Это может затруднить дальнейшее участие ретейлера в городских тендерах.
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Детские деньги на взрослый бизнес
Как рассказали "ДП" несколько источников, близких к акционерам ГК "Спецобслуживание", партнеры Николай Кичиджи (34%), Алексей Угаркин и Роман Яворский (по 33%) всегда были единодушны в принятии бизнес–решений. Однако летом 2014 года между ними возник конфликт, вызванный тем, что Алексей Угаркин и Роман Яворский хотели использовать часть кредитных оборотных средств основного бизнеса на другие проекты, принадлежащие также троим партнерам.
Кроме детского ретейла партнеры развивают также сельскохозяйственный бизнес (ООО "Весна–Тихвин", ООО "АС") и имеют два комбината по поставке питания в детские сады и школы (компании "Рождественское" и "Комбинат детского питания"). Алексей Угаркин на звонок и запрос "ДП" не ответил, а Николай Кичиджи подтвердил наличие акционерного конфликта. "По ряду действий моих партнеров видно, что они, по всей видимости, умышленно выводят оборотные средства из ГК "Спецобслуживание" на наш непрофильный бизнес, который убыточен", — считает Николай Кичиджи. Он заявил, что намерен оспаривать в судах ряд сделок, совершенных его партнерами. Также Николай Кичиджи уже подал иски об оспаривании итогов собрания акционеров, на котором было принято решение о смене генеральных директоров ЗАО "Дети" и "Монпелье" (оператор сети Orchestra). В сентябре 2014 года Алексей Угаркин и Роман Яворский сместили прежних руководителей нескольких юрлиц, входящих в ГК "Спецобслуживание", и назначили на их места самих себя. Кроме того, судя по данным судебных актов, 2 июня 2014 года Яворский и Угаркин провели собрание акционеров ЗАО "Спецобслуживание", на котором приняли решение о выплате дивидендов на общую сумму около 33 млн рублей. Николай Кичиджи почти сразу обратился в суд с иском об оспаривании итогов этого собрания, но затем иск отозвал. Зато подал иски о взыскании с партнеров убытков на эту же сумму.
Паралич торговли
Отсутствие согласия между собственниками бизнеса привело к тому, что с ноября 2014 года "Дети" и "Спецобслуживание" стали с перебоями платить за отгруженный товар, а с февраля 2015 года и вовсе перестали расплачиваться с основной массой своих поставщиков и дистрибьюторов. За 3 месяца 2015 года к двум компаниям подано 59 исков о взыскании долгов по договорам поставки: 36 исков к "Детям" на 260 млн рублей и 23 иска к "Спецобслуживанию" на 105 млн рублей. Как рассказали представители поставщиков, к декабрю 2014 года перебои с платежами со стороны ретейлера приняли уже системный характер.
Наиболее крупные требования к ретейлеру предъявляют производитель игрушек "Симба" (103 млн рублей), дистрибьютор косметики "Градиент" (53 млн рублей), импортеры игрушек Artsana Toys и "Сакс" (28 млн и 23 млн рублей). "Нельзя сказать, что они вообще не платят, — говорят в петербургском филиале ЗАО "МТК Алиса" (иск к "Детям" на 13,7 млн рублей). — Время от времени приходят платежи на произвольные и очень небольшие суммы, никак не вяжущиеся с суммой их долгов. В итоге с нового года мы после долгих переговоров полностью прекратили отгружать товар в эти сети". По словам одного из дистрибьюторов детских товаров, поставки в эти сети остановили практически все производители игрушек. Представитель ЗАО "Симба" не захотел обсуждать проблемы с этими сетями: "Мы ведем с ними очень сложные переговоры и надеемся на погашение их долгов перед нами".
Минус площади
Примечательно, что о корпоративном конфликте акционеров известно не только поставщикам. "Мы знаем о конфликте, для рынка это не секрет. Также мы наблюдаем сокращение торговых площадей данного ретейлера по некоторым магазинам. В частности, часть площадей, которые занимали магазины "Здоровый малыш" на Индустриальном пр. и "Дети" на Богатырском пр., уже сданы другим арендаторам", — говорит руководитель направления "торговая недвижимость" компании "БестЪ" Станислав Ступников. Кроме того, компания закрыла несколько небольших магазинов в Петербурге, находящихся на арендных помещениях КУГИ. Как рассказали "ДП" брокеры, компания не подтверждает планы по открытию магазинов в новых ТРК, хотя по ним уже заключены предварительные договоры, и может потерять свои депозиты. Еще одно направление, которое может пострадать от акционерного конфликта, — сотрудничество с городом. ЗАО "Спецобслуживание" долгие годы было единственной компанией, выигрывающей тендер на обслуживание детских социальных карт, на которые из городского бюджета перечисляются ежемесячные детские пособия (1,8 – 2,3 тыс. рублей) и единовременные выплаты за рождение ребенка (16 – 27 тыс.). Впоследствии карты стали отовариваться и в "Детях". Сегодня в администрацию Петербурга уже начали поступать жалобы от владельцев социальных карт на скудный ассортимент сетей.
Гибельное дело
Конъюнктура рынка свидетельствует о том, что единственной причиной всех бед ретейлера является конфликт акционеров. Рынок детских товаров наименее чувствителен к кризису, говорят эксперты. По словам исполнительного директора консалтингового агентства BrandScience Ольги Шигориной, в феврале 69% покупателей детского питания заявили, что их поведение в отношении этой категории не изменилось под воздействием кризиса. В категории детской одежды и обуви 54% опрошенных не изменили свое поведение, 19% предпочли покупать в более дешевых магазинах, 13% перешли на более дешевые бренды. Оборот рынка детских товаров в России в 2013 году — более 750 млрд рублей.
В Петербурге в последние годы было немало примеров, когда конфликт акционеров приводил компании к краху. Последний случай — война между акционерами Балтийского банка Олегом Шигаевым и Андреем Исаевым: кредитная организация попала под санацию и перешла под контроль "Альфа–Групп", которая теперь норовит прибрать к рукам и другие активы бизнесменов. А конфликт миноритарного акционера ГК "Олимп" Виктории Явник с остальными акционерами привел к срыву выгодной сделки с московской ГК "Автодом".
Справка
ГК "Спецобслуживание"
> Развивает сети "Здоровый малыш", "Дети", "Мама", TOY Store, "Аптечка" и детские парикмахерские "Фигли–Мигли".
> Компания управляет магазином премиального класса Kids Palace и развивает по франшизе премиальную сеть Orchestra.
> Имеет производство детской обуви (ТМ KidTex).
“
Когда меня поздравляли с победой над бывшим партнером по бизнесу, я сказал: с чем вы меня поздравляете? Плохо, когда партнеры воюют друг с другом. Я считаю, так делать могут лишь те, кому все досталось на халяву. Кто строил бизнес сам, не будет разваливать его в угоду чему–либо. Тем более когда бизнес зависит от поставщиков. Прекратили поставки без предоплаты — и давай, теперь возьми кредитик под 22% и попробуй потом его отдать. У нас была подобная ситуация с Mercedes: мне пришлось приложить большие усилия, чтобы убедить их, что у нас все в порядке.
Евгений Войтенков
совладелец ГК "Олимп"
“
Пока невозможно сказать, коснулся ли рынка детских товаров кризис. В нашей отрасли I квартал всегда показывает плохие продажи. Это связано с тем, что в декабре, перед Новым годом, семьи тратят очень большую часть бюджета на детские товары. Таким образом, они удовлетворяют отложенный спрос, и в первые месяцы нового года покупок всегда меньше. Продажи первых 3 месяцев этого года кардинально не отличаются от предыдущих лет. Точная картина будет понятна в начале нового школьного сезона, тогда мы увидим бюджеты семей и как они распределяются.
Виктория Понятовская
генеральный директор сети детских товаров "Лукоморье"