Набережные Обводного канала предложили благоустроить, чтобы превратить транспортную артерию в линейный парк
Развитие набережных Обводного канала стало одной из тем для обсуждения на организованной общественниками конференции по будущему зелёных зон Петербурга. Свой проект на ней намерен представить исследователь городской среды Евгений Ваничев. В нём ряд зелёных зон, которые уже существуют вдоль канала, планируется объединить в единое пространство.
"ДП" ознакомился с тезисами доклада накануне конференции.
Парк вместо магистрали
Как рассказал "ДП" Евгений Ваничев, его концепцией предлагается переосмыслить транзитную и рекреационную функцию Обводного канала с учётом накопленных за последние десятилетия знаний о функционировании городов. Набережная должна превратиться в линейный парк.
“
"Мультимодальность транспорта вместо одних автомобилей, свободные спуски к воде и озеленённое мелководье вместо глухих гранитных стенок. Предлагаемые изменения одновременно повысят функциональность набережных и улучшат санитарно–гигиенические характеристики жилой среды прилежащих кварталов", — обрисовал он перспективы.
По его словам, для внимания к этой и подобным темам есть правовые предпосылки. С января введён новый ГОСТ ("Ландшафтная архитектура территорий городских и сельских поселений…"), в котором вводится понятие водно–зелёного городского каркаса. Этот каркас в документе определяется как "система соединённых определённым образом водных и зелёных пространств, интегрированных в планировочную структуру городов и прилегающих к ним территорий, позволяющая установить непрерывные биологические связи и обеспечить движение флоры и фауны". Подчёркивается, что "водно–зелёный каркас интегрируется в планировочную структуру города, являясь основой его планировки и благоустройства".
О том, что берега Обводного предполагается благоустроить, говорил летом губернатор Александр Беглов. Но в комитете по градостроительству и архитектуре корреспонденту "ДП" сообщили, что "комитет не обладает информацией по данному вопросу". Член комиссии ЗакСа по городскому хозяйству и развитию комфортной городской среды Михаил Амосов сказал "ДП", что идея заслуживает внимания, но требует проработки.
Городской планировщик Даниил Веретенников в комментарии "ДП" отметил, что развитие водно–зелёного каркаса, или, как ему представляется корректнее, "городской природно–экологической инфраструктуры", не должно ограничиваться благоустройством набережных. Обводный канал в перспективе должен занять в этой системе ключевое значение — как широтный экологический коридор, выходящий к Неве и объединяющий "долины" малых рек: как существующих (Волковка, Екатерингофка, Монастырка), так и утраченных, но по–прежнему читаемых в ландшафте (Таракановка, Лиговский канал).
“
"Глядя на сегодняшнее состояние Обводного канала, в словосочетании “экологический коридор” можно заподозрить иронию. Закованный в гранит и бетон коллектор с грязной водой, окружённый многополосными магистралями, — казалось бы, где он, а где экология", — говорит эксперт.
Однако именно водные объекты должны становиться основой городских водно–зелёных каркасов. А учитывая объединяющую роль Обводного канала, он сам и его берега нуждаются в капитальной реконструкции с применением всех современных принципов и технологий ландшафтной инженерии. Берега Обводного должны стать мощный зелёным коридором, выполняющим как экологическую функцию, так и рекреационную. Как при этом сохранить его транспортное значение — отдельная проектная задача, неумение решить которую, впрочем, не должно быть оправданием для сохранения сегодняшнего положения, думает Веретенников.
Автомобили не убрать
Скептически смотрит на пешеходное будущее Обводного профессор Высшей школы транспорта Санкт–Петербургского политехнического университета Андрей Горев. "Набережные Обводного канала имеют большое транспортное значение для хордовых связей центральной части города, и в этом плане принятая концепция их развития за счёт расширения участков одностороннего движения сохраняет актуальность", — считает он.
По его мнению, примером непродуманного решения является ликвидация автомобильного движения с набережной Адмирала Лазарева в восточном направлении — весь автомобильный поток перешёл на узкие улочки центральной части Петроградской стороны, где и застрял в заторах, резко ухудшая экологию городской среды.
“
"Снижение транспортной функции набережных Обводного канала вызовет те же последствия — снижение скорости и ухудшение экологии центральных городских районов", — убеждён Горев.
По его мнению, надо учитывать, что за счёт большего пространства, вытянутого вдоль направления господствующих ветров, загрязнённый воздух быстрее рассеивается, снижая тем самым концентрацию вредных веществ. Для эксперта сомнительно, что там можно сделать общественное пространство с комфортной городской средой (без загрязнённого воздуха и шума).
Хотя в последние годы на Обводном построили новые развязки, на некоторых участках всё равно собираются пробки, отметил в комментарии "ДП" руководитель региональной общественной организации "СПб авто" Святослав Данилов. Например, в районе пересечений с Лиговским проспектом и Боровой улицей. Неудивительно, что одно время была идея вообще засыпать канал и пустить движение по нынешнему руслу. Но в целом, по его мнению, при развитии города приоритет нужно отдавать общественным пространствам.
"На Обводном есть новый планетарий, и в обе стороны от него можно замечательно всё благоустроить, не сильно влияя на существующую улично–дорожную сеть и не создавая дискомфорт автомобилям", — рассуждает эксперт. Он добавил, что сейчас Обводный выглядит не самым удачным местом для ведения бизнеса и новое пространство могло бы повлиять на эту ситуацию.
Приоритеты видны
"Конечно, нужно развивать все приводные пространства. Сейчас они в большинстве своём непригодны для всепогодного отдыха", — сказал "ДП" транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов. Так, набережные реки Мойки или канала Грибоедова слишком узкие, на них отсутствуют деревья и тень, подходы запаркованы, пешеходные переходы отсутствуют.
Приоритеты, по его мнению, видны на набережной Макарова, где готовятся строить участок с мостом через Смоленку. Там, по сути, отвергли общественный проект парка "Заросли" и хотят ограничиться небольшим благоустройством вдоль реки. Вероятно, и у Обводного будет такая же участь, хотя, как считает эксперт, можно было бы "исключить его из судоходства и сделать классное пространство с водой и деревьями".
Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин считает, что "Обводный канал вполне на своём месте, он не требует слишком радикальных преобразований, его почистить — и он сам по себе имеет историческую ценность".