Мы вам уже рассказывали, как избежать увольнения самому, а что если это вам приходится кого-то увольнять? Спокойно, сейчас всему научим и даже угрызения совести поможем унять.
Даже если вы не очень большой босс, рано или поздно в своей жизни вы столкнетесь с этим. Не знаем уж, какие апокалиптические картины трудовой деятельности сейчас нарисовала ваша фантазия, но мы о том, что вам придется-таки когда-нибудь уволить хоть одного сотрудника. Ситуаций, которые вас могут подтолкнуть к этому не всегда приятному событию, великое множество. Например, вы станете наконец руководителем и вам придется в воспитательных целях увольнять кого-нибудь хотя бы раз в год. Или, как вариант, босс без всяких там повышений свалит на вас эту неприятную для него самого обязанность. Ну или, допустим… Да ладно, фантазировать можно долго, но факт остается фактом – рано или поздно вам придется кого-то уволить. Вот мы вас и подготовим к этому.
1. Найдите к чему придраться
Даже если вы очень большой босс, вы не можете просто так взять и уволить работника. То есть, конечно, кто мы такие, чтобы вам это запрещать? Просто знайте, вероятность в этом случае занять соседнее с ним место на бирже труда очень велика. Вы же навскидку не сможете оценить уровень адекватности и мстительности кадра, а он, между прочим, может натравить на вас трудовую инспекцию, адвокатов или просто двух здоровых парней с битами. Но вслед за печальной новостью спешит и утешение: не волнуйтесь, всегда можно найти к чему придраться и на совершенно законных основаниях уволить человека. На всякий случай не поленитесь забежать в отдел кадров и выяснить, в чем можно без пререканий с законом обвинить этого конкретного сотрудника.
2. Вынесите последнее китайское
Читайте также:
Босс
Аналитик с Уолл Стрит дал наставления стажерам
Возможно, вы уже не можете дождаться того великого дня, когда ваша компания освободится от тяжкой ноши в виде тупого и ленивого сотрудника. Но вы хотя бы сделайте вид, что даете ему последний шанс – скажите, что предупреждаете в последний раз и выкатите список всего, что вас не устраивает. Чисто теоретически есть вероятность, что это станет для сотрудника сюрпризом, он скажет, как он сожалеет и примется впахивать за десятерых, а вы получите лучшего на свете работника и уволите всех остальных. Но шансов на такой исход, конечно, не очень много, разве только сотрудник не умеет читать и не имел шанса ознакомиться со своей должностной инструкцией. А тут вы ему все расскажете – и он как заработает! Хотя подождите, если так, зачем вам неграмотный сотрудник? Тем более надо его гнать! А предупреждение нужно только для того, чтобы сотрудник яснее осознал, что он сам виноват и увольняете вы его не из собственной прихоти!
3. Подготовьте компромат
Мы вам уже как-то рассказывали об эффекте Даннинга – Крюгера. Если вкратце, то суть его такова: чем тупее работник, тем меньше шансов, что он осознает сомнительность своих умственных способностей. То есть если вам придется увольнять клинического придурка, он, считая себя чуть ли не лучшим работником, обязательно спросит, в чем, собственно говоря, дело. Ну и чтобы увольнение не выглядело безосновательным, подготовьте список, при помощи которого вы сможете ответить на этот несложный вопрос. В списке перечислите все косяки, которые были замечены за работником: опоздания, проваленные проекты, пьяные дебоши на рабочем месте. В общем, все, что вы накопаете самостоятельно и при помощи доблестного отдела кадров, должно непременно пополнить список, который обязательно нужно держать под рукой в момент увольнения. Кстати, до увольнения вам этот список тоже может пригодиться. На тот случай, если на вас вдруг нападет необъяснимый приступ жалости ко всем уволенным – а тут раз – и списочек, вы в него заглянете и только утвердитесь в своем желании избавиться от этого безалаберного лентяя.
4. Наплюйте на пятницу
Специалиста различного калибра всячески привязывают увольнения к пятнице. Одна беда – они никак не могут прийти к общему мнению насчет того, стоит или нет избавляться от сотрудника в этот день. Одни говорят, что пятница – самое время для увольнения, мол, за выходные даже самый истеричный кадр отойдет от стресса и передумает наносить вам тяжкие увечья и разносить офис. Другие заявляют, что нельзя оставлять кадра наедине с мыслями об увольнении на целых два дня – он может додуматься до такого, что в итоге навредит и себе, и вам. А раз ученые умы никак не могут определиться, то и вы не заморачивайтесь с этой пятницей и увольняйте, когда вам вздумается. Хотя пятница, 13-е, все же может стать исключением – ее лучше обойдите стороной, а то раздосадованный увольнением кадр еще решит вооружиться бензопилой.
5. Обзаведитесь группой поддержки
Даже если вы досконально подготовились и можете кого угодно убедить в том, что этот презренный бездарь недостоин работы в вашей компании, никогда не увольняйте один. В этом нелегком деле вам непременно нужен компаньон. Лучше всего позовите кадровика – он точно умеет кивать с умным видом, а еще у него наверняка есть большой черный кондуит, в который заносятся провинности, странности и просто особенности каждого, кто работает в компании. Даже если кадровика под рукой не окажется, непременно позовите кого-нибудь еще. Так безопаснее – мало ли что взбредет в голову уволенному работнику, может, он начнет вас избивать офисным стулом. А может, и себя, а потом всем скажет, что это вы на него напали, и будет требовать у вас кучу денег, памятуя о том, как легко это вышло у героя «Бойцовского клуба». Так что свидетель вам просто необходим, а может, и защитник, на всякий случай присмотрите кого-нибудь поплечистее.
6. Огласите приговор
Как только сотрудник явился в ваш кабинет, коротко и лаконично сообщите, что больше он вам не нужен. Будьте в себе уверены (если получается плохо,только подумайте, какая власть в ваших руках – даже увольнять людей можете) и ни за что не извиняйтесь. За исключением тех случаев, когда речь идет о сокращениях, тогда – да, можете извиниться и даже чем-нибудь помочь. Во всех прочих ситуациях – быстренько огласите вердикт и выпроводите сотрудника из кабинета, пока он полностью не осознал масштаб катастрофы и не начал буянить или давить на жалость.
7. Валите все на самого главного
Это крайний случай, но если вы совсем уж добряк и никак не можете выговорить: «Я принял решение, вы уволены», сделайте вид, что решение приняли не вы. Притворитесь, что эта суровая инициатива принадлежит вовсе не вам, а какому-нибудь самому главному боссу, который вас просто вынудил уволить. Даже если вы и есть самый главный – ничего страшного, всегда можно придумать какие-нибудь высшие силы, учредителей, акционеров или еще кого-нибудь. А если лень напрягать фантазию, просто с заговорщицким видом прошепчите: «Вы же понимаете, на меня надавили сверху».
Теперь вы знаете, как быстро и без зазрения совести увольнять людей. Не исключаем, что вы можете даже войти во вкус. Но без надобности тем не менее все же никого не увольняйте, а то еще испортите свою бизнес-карму и прибыль, чего доброго, начнет падать. Да и вообще, не такое легкое это дело – набирать потом новых сотрудников на место уволенных. Так что вот лучше почитайте, как обращаться с теми работниками, что вам достались.