Кому из застройщиков могут помочь "Санкт–Петербургские электрические сети"

Автор фото: Коньков Сергей
Сизов Андрей, генеральный директор АО "Санкт-Петербургские электрические сети".

Произошедшие за последние полгода в электросетевом комплексе Петербурга перемены усложнили и без того непростую ситуацию на рынке. Из–за проблем с подключением к электроснабжению многие застройщики рискуют сорвать сроки ввода новостроек в эксплуатацию. Генеральный директор АО "Санкт–Петербургские электрические сети" Андрей Сизов рассказал, кому из застройщиков и как может помочь его компания.

Главная тема, которая обсуждается в последние полгода на рынке, — финансовые проблемы "Ленэнерго" и, как следствие, сложное положение, в котором оказались застройщики, которые подавали заявки на подключение объектов к сетям этой компании. "Ленэнерго" заявляет, что не сможет выполнить обязательства по технологическому присоединению.

— Ситуация сложная. За сухими цифрами, обозначающими сроки ввода объектов, стоят не только детские сады, школы, магазины, новые дома, но и сотни семей, которые ждут свои квартиры. Поэтому градус напряженности достаточно высок. У нас есть поручение курирующего вице–губернатора Игоря Албина строго соблюдать сроки осуществления технологического присоединения, а по возможности добиваться их сокращения. И на своих объектах мы работаем без сбоев.
Мы, если можно так сказать, в ручном режиме разбираемся с теми 26 застройщиками, которые должны были быть подключены в 2015 году и у которых из–за энергетиков возникли сложности. Стараемся найти возможность реализовать их право на получение услуги по технологическому присоединению. У многих есть шанс. Не оставляем без внимания тех заявителей "Ленэнерго", которые обращаются в компанию по вопросам подключения на 2016 год. Дай бог, чтобы коллеги из "Ленэнерго" справились со своими обязательствами и нам не пришлось в этом участвовать. Но мы предусматриваем различные варианты на тот случай, если этого не произойдет.

Вы сказали, что у многих есть шанс. То есть не всем застройщикам СПбЭС могут помочь?

— В некоторых случаях честно говорим: на расстоянии ближайших 10 км у нас нет сетей, и завтра волшебство не случится, они не появятся. В таких случаях нужно совместно с коллегами решать, что делать. Думаю, что инициаторами такого диалога должно быть "Ленэнерго" — как сторона, получившая за это деньги и взявшая на себя обязательства. Пока диалога на эту тему у нас нет.

А если такой инициативы не будет вообще?

— Тогда инициативу будут проявлять застройщики. И они это уже делают. Условно всех заявителей, перед которыми "Ленэнерго" имеет обязательства, можно разделить на три категории.
Первая — те, кто самостоятельно строит всю инфраструктуру, а потом передает ее "Ленэнерго", чтобы компания оплатила им работы и, условно говоря, включила рубильник. Здесь все просто: мы можем взять на себя эту функцию.
Вторая — те, кто частично оплатил "Ленэнерго" работы по подключению. Это самая значительная часть заявителей. Мы смотрим, какие понесем затраты в случае их подключения, кому из них реально можно помочь.
И третья категория — те, кто полностью рассчитался с энергетиками за подключение, но им сегодня говорят: ребята, по вашему объекту ничего не сделано. Вот эта группа заявителей в самом сложном положении. Им сегодня ничего не остается, кроме как платить второй раз. Мы, как известно, не благотворительная организация, не можем подключать всех бесплатно.
Есть гипотетическая вероятность того, что когда–то они получат от "Ленэнерго" свои деньги. Но когда — никто не знает.

У вас есть список первоочередных объектов?

— О первоочередности можно говорить, когда идет неисполнение обязательств, тогда приходится ранжировать заявителей по срочности и важности. Для нас все наши клиенты важны. Но при этом мы отчетливо понимаем, чем может обернуться наше бездействие или медлительность для некоторых из них.
К примеру, у заявителей, которые строят жилье экономкласса, могут возникнуть очень серьезные проблемы, если их дома не будут сданы в срок и дольщики пойдут в суд, требуя от компании соответствующей компенсации. Это может привести к краху многих застройщиков. Есть еще и промышленники, мелкий бизнес. Люди купили оборудование, взяли кредиты, рассчитывая, что в определенный момент они откроют свое предприятие, начнут производить продукцию, продавать ее и окупать расходы. Но не могут этого сделать, потому что у них нет электричества.

В этом году инвестиционная программа СПбЭС увеличилась на 20%. При этом большинство энергетиков, наоборот, сокращают расходы: деньги дорожают, затраты растут.

— Наша программа отвечает планам развития территорий, застройки города. Появился спрос, мы увеличили предложение. Каждый новый источник, возникший в инвестпрограмме, подкреплен конкретными планами по созданию объектов, которые будут к нему подключены.
Мы должны на 3–5 лет опережать планы застройки. По мере того как застройщики будут утверждать проекты планировки территории, мы будем расширять свою программу. По поводу дорогих денег скажу: мы имеем возможность привлекать деньги на уровне ключевой ставки Центробанка. Чаще всего она укладывается в однозначную цифру.

"Ленэнерго" обвиняет вас в том, что ваши новые подстанции будут дублировать уже имеющиеся и запланированные к строительству объекты этой компании.

— Давайте рассмотрим конкретно. Например, часть намывной территории на Васильевском острове уже создана, и там уже давно идет строительство жилых домов. При этом подстанция "Ленэнерго", которая должна обеспечить их подключение, строится с 2006 года, и в обозримом будущем, думаю, ее не построят. Те заявители, которые рассчитывали на нее, уже пришли к нам и попросили помочь. Поэтому мы будем строить свою подстанцию для подключения новостроек на намыве.

И так с каждым районом: Юнтолово, город–спутник Южный и другие. Как застройщик может продавать жилье, если он не знает, будет ли там электричество, вода, тепло, газ?

— Если подстанция "Лахта" не будет построена в срок, то не будет и небоскреба "Лахта Центр". В городе есть целый ряд примеров, когда подстанции 110 кВт строятся больше 10 лет. А нормативный срок строительства такого объекта — 18 месяцев. Думаю, надо не пенять на соседа, а воплощать свои планы в жизнь в те сроки, которые были обещаны заявителям и городу.

То есть ситуация с просроченными обязательствами по подключению — это нонсенс?

— Я вам отвечу так. Вот вы приходите в магазин за хлебом. А вам говорят: "Хлеб стоит 10 рублей, но мы вам его продадим завтра. А сегодня оставьте деньги. Завтра просто придете и заберете товар". А завтра вы приходите, и вам сообщают: "Мы хлеба вам дать не можем, но и деньги тоже не вернем". На мой взгляд, это неправильно.

В последние годы часто поднимается тема создания единой сетевой компании в теплоснабжении, электроснабжении. Насколько возможна такая компания в электроэнергетике, то есть объединение СПбЭС с "Ленэнерго"?

— В сегодняшней ситуации, именно на нашей территории, сложно сказать. Если сложить что–то большое с отрицательным балансом с чем–то поменьше с положительным балансом, то большой вопрос, будет ли это эффективно. И еще возникает вопрос: мы с вами пошли в поход, но вы все свои спички сожгли и весь запас еды съели, а я расходовал экономно. Должен ли я расплачиваться за вашу недальновидность? Не уверен.

Проблема не только в неисполнении обязательств "Ленэнерго", но и в том, что, по утверждению застройщиков, компания часто в несколько раз завышала стоимость работ по подключению по сравнению со своими коллегами в других регионах.

— Одним предложением на этот вопрос не ответишь. Всегда имеет значение, где строится объект. Если речь идет об абсолютно сравнимых параметрах, то и цены будут одинаковыми. Представим себе учебный полигон в чистом поле, у нас с вами катушка электрокабеля, дизель–генератор плюс доставка всего этого и рабочая сила, которая нужна, чтобы кабель размотать. Не важно, где этот полигон — в Карелии или в Мурманске, цена будет примерно одинаковая. Но если мы будем сравнивать этот полигон с подключением, скажем, отеля "Европа", который находится в самом центре Петербурга, то стоимость будет уже сильно отличаться. Чтобы выполнить технологическое присоединение, нужно пройти 1,7 км по земельным участкам, принадлежащим 17 разным собственникам. При этом получить около 20 согласований и параллельно выполнить целый ряд сопутствующих работ. Например, когда кабель прокладывается рядом с теплотрассой, нужно изолировать ее. Если мы ведем работы на участке, принадлежащем какому–то собственнику, мы на это время должны взять эту землю в аренду. И так далее. В итоге наши затраты на прокладку кабеля могут оказаться в 100 раз выше, чем такого же в Карелии на полигоне.
Давняя мечта энергетиков — чтобы в ближайшее время на законодательном уровне был решен вопрос о безоговорочном предоставлении земли для работ по подключению инфраструктуры. Но пока этого нет, и земельный вопрос выливается в огромную проблему. У нас сегодня есть объект, где собственник земли требует с нас 200 млн рублей за выкуп участка для строительства подстанции. Представьте, во сколько обойдется подключение заявителей к этой подстанции, если мы включим эти 200 млн рублей в тариф на техприсоединение.

Это что за объект?

— Скажем так, он находится в центре Петербурга. Это очень распространенная история. Когда нам требуется выкупить землю для строительства подстанции, собственник резонно заявляет: мне предлагают за ее выкуп под строительство ресторана сумму в несколько раз выше, чем вы готовы заплатить. В продолжение темы о дорогом присоединении: я не стал бы обвинять энергетиков во всех смертных грехах, наверное, есть случаи, когда завышается стоимость работ по подключению. Но с каждой ситуацией нужно разбираться отдельно. Мы же стараемся снизить стоимость за счет применения современных технологий, ускорения работы внутри компании, потому что мы понимаем, что это наше конкурентное преимущество. Конкурировать по территориальному принципу в электроэнергетике не получается. Но можно повышать свою привлекательность для заявителей в части стоимости, технологий, оперативности подключения. И если к нам пришел заявитель от другой сетевой организации, значит, мы чем–то лучше нее.

О компании

АО "Санкт–Петербургские электрические сети"

> Создана в 2001 году. Единственный акционер — КУГИ Петербурга.
> Выполняет функции доверительного управляющего всем электросетевым имуществом, находящимся в собственности Петербурга.
> Доля электросетевого рынка Петербурга — 30%.
> Выручка компании по итогам 2014 года составила 5,39 млрд рублей (в 2013–м — 5,45 млрд рублей), чистая прибыль — 1,43 млрд рублей (против 1,89 млрд рублей).


Биография

Андрей Сизов

> Родился в 1981 году. В 2002–м окончил Южно–Российский государственный технический университет.
> В 1998–2008 годах работал в частном бизнесе, занимался разработкой стратегии развития ЖКХ Ханты–Мансийского автономного округа, Ярославля, Пскова, Калининграда.
> В 2008 году основал и возглавил Югорскую коммунальную эксплуатирующую компанию.
> В 2011 году назначен заместителем председателя комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга. С 10 февраля 2015 года — генеральный директор АО "СПбЭС".