Продукты продолжают дорожать. Ретейлеры пытаются давить на поставщиков, чтобы не потерять покупателей, но производители не хотят работать в минус. В итоге рост цен на некоторые продукты достиг 50-90%.
Чтобы не потерять покупателей, торговые сети и производители продуктов в начале года договорились о сдерживании цен и постепенном их повышении. Однако к середине года стало очевидно, что ряд продуктов продолжает дорожать. Так, УФАС по Петербургу выяснило, что за последние полгода в Петербурге больше всего подорожали овощи и фрукты. По данным ведомства, морковь выросла в цене на 92%, капуста белокочанная — на 43%, лук репчатый — на 33%, картофель — на 25,5%, яблоки — на 20%.
"Недавно мы получили письмо о подорожании шоколада, бисквитов и жевательной резинки от компании "Мондэлис" (бренды Alpen Gold, "Милка", "Воздушный", Dirol). Рост цены — от 6 до 62%", — говорит представитель одной из продовольственных сетей города. По его данным, с начала 2014 года шоколад подорожал уже на 40-48%, молоко — на 21-38%, в зависимости от производителя. В сети PRISMA говорят о повышении цен на молоко и кисломолочную продукцию отечественных производителей в течение года на 10-15%, по сырам — примерно на 25%.
В "Мондэлис" подтвердили, что недавно сообщили партнерам о макроэкономических факторах, которые могут оказать влияние на деятельность компании в России. Прежде всего это рост цен на ключевое сырье и материалы (в том числе спекулятивный) и ослабление курса рубля, говорит координатор по внешним коммуникациям ООО "Мон'дэлис Русь" Андрей Самодин. Он подчеркивает, что в приоритете компании качество продукции, и даже в текущих условиях "Мондэлис" не идет на замену подорожавших ингредиентов дешевыми заменителями.
Исключением стала молочная продукция. "Было поэтапное повышение цен на молочную продукцию, но сейчас, с учетом нынешних цен на упаковку, сырое молоко, стоимости денег, их уровень достиг равновесия", — говорит Георгий Житмарев, заместитель генерального директора Петербургского молочного завода "Пискаревский". По его словам, сегодня предпосылок для дальнейшего роста цен нет.
"Покупательная способность не бесконечна, подорожавшие продукты серьезно рискуют потерять полку, что мы уже увидели на примере отечественных сыров", — говорит генеральный директор "Инфолайн" Иван Федяков. По его словам, когда российские сыры стали резко дорожать, некоторые потребители просто отказались от этого продукта. Ушли целые категории экзотических фруктов, овощей, напоминает он.
Покупатели экономят
Стремительный рост цен на полках продовольственных магазинов привел к смене поведенческой модели покупателей. "Снижения объемов продаж по молочной группе как такового нет, есть переориентация спроса на более дешевую продукцию", — говорит Юлия Остапчук, руководитель отдела закупок сети PRISMA. По ее данным, в лидерах по продажам молочной продукции, как и ранее, молочный завод "Пискаревский", второе место делят PepsiCo ("Вимм-Биль-Данн") и Danone.
Многочисленные опросы подтверждают, что покупатели действительно стали экономить на еде.
По данным холдинга
Ромир
, две трети опрошенных россиян признались, что стали экономить или даже отказались от некоторых товаров и услуг из-за повышения цен за последние полгода. Причем наибольшая доля экономных россиян была выявлена в Северо-Западном регионе — 82%. Справедливости ради стоит отметить, что жители крупных городов менее склонны к экономии, таких здесь только 40%.
"Изменилась структура чека: покупатели стали приобретать больше товаров первой цены, мы видим незначительное сокращение расходов потребителей", — говорят в пресс-службе X5 Retail Group. Однако, со ссылкой на экспертов Сбербанка CIB, подчеркивают, что число покупателей, которые пытаются экономить на товарах первой необходимости, сократилось с 66 до 63%. Кроме того, сокращается доля людей, ожидающих ускорения инфляции — индекс потребительской уверенности изменился с минус 22% в I квартале 2015 года до минус 14% во II квартале.
В сети "
Лента
" тоже сохраняют оптимизм. По данным компании, ситуация с ценами стабилизировалась. "На фоне укрепления рубля мы ведем активные переговоры о понижении отпускных цен по широкому ассортименту товаров, в июне 2015 года цены на полках наших магазинов снизились почти на 2% по сравнению с маем 2015 года", — говорят в пресс-службе "Ленты".
Торговые сети во время весенней договорной кампании продемонстрировали эффективную
работу по сдерживанию инфляции, в частности отсекая немотивированные повышения отпускных цен на 30-40%, но сейчас ситуация усугубляется, говорят эксперты. "К сожалению, факторов, сдерживающих рост цен, немного, а вот на повышение влияет многое — новые процентные ставки, отсутствие сырья, изменение логистической цепочки. Большинство производителей в кулуарах говорят, что рост цен неминуем", — сетует Иван Федяков.