Украина договорилась с частными кредиторами, сообщил минфин страны по итогам вчерашней встречи в Вашингтоне. Окончательно детали утрясут на следующей неделе. Чтобы получить помощь МВФ, Украине нужно договориться с держателями облигаций, а те просят изменений условий программы Фонда.
На фоне греческой драмы СМИ почти перестали уделять внимание ситуации с долгами Украины. Украинский госдолг внешним кредиторам существенно меньше греческого — $42,5 млрд на I квартал, гласит статистика НБУ. По устным заявлениям властей, он уже добрался до $70 млрд. В этом году правительству предстоит отдать $7,75 млрд. Однако технически проблемы с долгами стран почти не отличаются. Украина, к слову, также просит списать часть государственного долга, только вот с Россией украинская история соотносится куда больше.
Во-первых, России принадлежат облигации страны на сумму $3 млрд, срок погашения по которым истекает в декабре, а во-вторых, правительство Украины вполне может ввести мораторий на выплату внешнего госдолга до июля 2016 года — таким правом Верховная Рада наделила кабинет министров еще в мае. В качестве обоснования власти говорили, что народ, "освобожденный от клептократического режима Януковича", не должен расплачиваться по набранным им долгам. Держателей облигаций Украина попросила списать 40% основного долга и принять новые бумаги, основанные на новых экономических показателях.
Очередная выплата в $120 млн комитету, который объединяет владельцев облигаций на $8,9 млрд, назначена на 24 июля. В комитет входят инвестфонды T. Rowe Price, TCW Group, BTG Pactual и Franklin Templeton. В июне они уже предложили продлить еврооблигации до 10 лет и сократить выплаты по процентам примерно $0,5 млрд для того, чтобы страна смогла выполнить программу МВФ.
Комитет частных кредиторов также настаивает на новых условиях кредитования страны со стороны МВФ. Он просит изменить программу, предложенную МВФ, согласно которой долг в $15,3 млрд реструктурируют до 2019 года. Стратегия, предложенная фондами, позволит стране привлечь больше внешних инвестиций и в итоге быстрее вернуться на рынок капитала. В свою очередь, основное условие МВФ, который может продолжить выдавать ранее обещанные $17,5 млрд, — договор Украины и частных инвесторов.
Итоги переговоров пока остаются практически непредсказуемыми, обе стороны прочно стоят на своем, осторожен аналитик ИК "Энергокапитал" Илья Березин. Однако у правительства Украины, находящегося под прессингом МВФ, более шаткая позиция. В связи с этим вероятность сохранения объема долга взамен увеличения срока исполнения облигационных долгов выше. В разрезе проходящих переговоров аналитик обращает внимание, что в руках у комитета около 50% всех евробондов Украины ($19 млрд по итогам I квартала).
Крайне маловероятно, что Россия, долг которой не относится к частным, позволит его списать, считают эксперты. "Списание долгов возможно, только если Киев предложит что-то взамен, например допустит к приватизации в стране иностранные, в том числе российские компании или решится на реальную нормализацию отношений с юго-востоком Украины", — рассуждает аналитик Exness Сергей Кочергин. Однако речи об этом не идет, долг России полностью вернут, считает Илья Березин. Проблем с выплатами пока не возникало.
Как уже говорил официальный представитель МВФ Джерри Райс, Украина не пропустила последний платеж про российскому долгу, перечислив его 22 июня. О невозможности уступок по долгу Минфин РФ заявлял еще в апреле. Более того, Россия уже может потребовать выплаты всей суммы, поскольку условие приемлемого уровня долга страны не соблюдается. Украина обещала, что госдолг не будет превышать 60% ВВП, на сегодняшний день он перевалил уже за 74,2%.
При этом возможность моратория по-прежнему в силе, заявила по итогам встречи в Вашингтоне глава украинского минфина Наталия Яресько, но на курс гривны технический дефолт повлиять не должен. Украина — не Греция, говорит она. Значение технического дефолта для украинцев преувеличено, цитирует министра finance.ua. "И поэтому я прошу всех не преувеличивать того значения, которое этот технический дефолт может иметь для нашего народа. На банковскую систему он непосредственно не влияет, на счета наших граждан в банках он не влияет. Это не Греция, не та ситуация", — сказала министр.
Финансовые аналитики тоже не спешат проводить полных аналогий с Грецией. Госдолг в Греции в 312 млрд евро превышает 177% ВВП, напоминает Сергей Кочергин. В то же время Украина не может рассчитывать на помощь ЕЦБ и других европейских кредиторов, поскольку не входит в еврозону. А тот же МВФ, с которым сейчас ведут переговоры, может отказать в помощи, если в стране, например, введут военное положение.
Однако он акцентирует внимание на том, что золотовалютные резервы к июню были истощены до $10,264 млрд. В случае кризисного сценария денег хватит только на оплату правительственного долга — $7,75 млрд в этом году. Вместе с банковским и корпоративным секторами страна должна отдать кредиторам до конца года почти $52 млрд. То есть если МВФ все же не даст денег, в банковском и корпоративных секторах возможны множественные дефолты, поскольку у компаний упадет выручка. В целом стране нужно за долгие годы вернуть $126 млрд.
Наличие собственного ЦБ и отсутствие зависимости от еврозоны дает Украине возможность провести шоковый инфляционный сценарий, простора для маневра у нее все же больше, отмечает аналитик ИК "Энергокапитал" Илья Березин. Долговые истории отчасти похожи тем, что обе страны оказались неплатежеспособными, а для получения финансовой поддержки обе страны должны пойти на суровый режим экономии.