Взаимоотношения между поставщиками и заказчиками ухудшаются из-за кризиса. Бизнесмены все чаще отказываются от предоставления своим партнерам отсрочки платежей в 30–45 дней. Факторинговые компании также стали требовательнее к клиентам.
Представители бизнеса в СЗФО отмечают ухудшение взаимоотношений с поставщиками и заказчиками в текущем году. По данным факторинговой компании НФК, опросившей в июне 47 компаний, 31% из них отметили рост числа поставок с просрочкой оплаты, а 23% — напротив, что ситуация с просрочкой улучшилась, 30% опрошенных отметили, что они сократили срок отсрочки для партнеров, при этом лишь 16% заметили, что это повлияло на их долю отгрузок с отсрочкой. Почти половина опрошенных компаний отмечает ухудшение ситуации с получением кредитов и других видов финансирования.
Меньше отсрочек
В Петербурге дебиторская задолженность компаний, по данным "Петростата", в январе–мае 2015 года увеличилась по сравнению с январем–маем 2014 года на 12,7%, примерно до 2,5 трлн рублей, а доля просроченной дебиторской задолженности за это же время выросла с 1,7 до 3%. "Мы планомерно сокращали срок коммерческого кредита покупателям, в первую очередь тем, кто допускал значительные просрочки платежей. От 30 дней перешли практически к нулю. Сейчас отсрочку от 45 дней предоставляем в случае, если работаем с этим покупателем по факторингу, — говорит финансовый аналитик ЗАО НПО "Петротех" Тамара Скороход. — Отказ от предоставления отсрочки платежа покупателям повлиял на нашу клиентскую базу — улучшилась платежная дисциплина, количество клиентов при этом существенно не уменьшилось. Неблагоприятного влияния на бизнес мы не заметили, ушли менее финансово устойчивые покупатели".
"После того как поставщики приняли решение о сокращении срока отсрочки, мы, в свою очередь, стали сокращать ее и для своих клиентов. Сокращения были незначительные, в пределах 15 дней. Да, это несколько повлияло на взаимоотношения с нашими покупателями, но мы с многими клиентами работаем давно, поэтому слишком болезненно эту процедуру они не восприняли", — рассказывают в одной из петербургских компаний, занимающихся производством строительных и отделочных материалов.
Читайте также:
Россия
Почему в 2015 году падает рынок факторинга
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике — картинка откроется в новом окне.
Стали жестче
При этом не только производители стали избирательнее предоставлять отсрочку своим партнерам, но также и факторинговые компании стали требовательнее к клиентам.
"Мы не меняли процент финансирования поставок — он по–прежнему составляет традиционные для факторинга 90%. Но аппетиты к риску снизились: мы с большим вниманием оцениваем поставщиков и качество того портфеля дебиторской задолженности, который они передают нам на обслуживание, — говорят в НФК. — В начале этого года мы ввели некоторые ограничения для новых клиентов из отраслей, работа с которыми, на наш взгляд, влечет за собой значительные риски". В этот список попали автотехника, поставки нефти и газа, металлопрокат, одежда и обувь и другие отрасли.
"Безусловно, изменения в экономике не могли не отразиться на действиях клиентов нашего банка. Заметное ухудшение платежной дисциплины было в конце 2014–го — I квартале 2015 года. Сейчас турбулентность на финансовом рынке успокоилась, ситуация нормализовалась, просроченная задолженность соответствует установленным планам банка, этому также способствовал пересмотр требований к клиентам", — добавляет начальник отдела продаж факторинга ЮниКредит Банка Геннадий Золкин.
"Если говорить о периоде с декабря 2014 года по июнь 2015 года, то, действительно, мы наблюдаем отдельные несистемные сбои в платежах. По СЗФО в такие сбои попали контрагенты, работающие по валютным контрактам, причиной которых стало отнюдь не недоверие между контрагентами, — считает вице–президент, руководитель подразделения "ВТБ Факторинг" в Петербурге Андрей Голованев. Как он объясняет, из–за развития макроэкономической ситуации какое–то время элементарно отправлять товар на экспорт было выгоднее, поэтому на внутреннем рынке образовался дефицит, который сократил отсрочки или перевел партнеров на предоплату. "Такие явления, например, мы отметили в лесоперерабатывающей отрасли, но это единичные случаи, в общей доле портфеля компании по СЗФО они не превышают 2–5%", — уточняет Андрей Голованев. По его мнению, итоги первого полугодия 2015 говорят об определенной перестройке системы расчетов, но пока без сильного ухудшения кредитного риска. К сожалению, прогнозы экономики на второе полугодие в большей степени негативные, полагает он. В свою очередь, Геннадий Золкин ожидает, что в случае отсутствия новых макроэкономических шоков в сегменте факторинга в пределах целевой клиентской базы в 2015 году ухудшения не произойдет.