Минкомсвязи и Федеральная миграционная служба создают систему, с помощью которой гостиницы и отели смогут бесплатно регистрировать постояльцев. Если это будет сделано, компания "ФГС" потеряет десятки миллионов рублей дохода в Петербурге.
Петербургская компания
"Федеральный гостиничный сервис" (ООО "ФГС"), которая 2 года зарабатывала на продажах обязательной программы регистрации туристов в отелях, вскоре может уменьшить свои аппетиты. Федеральная миграционная служба и Минкомсвязи готовят программу, с помощью которой можно будет регистрировать граждан бесплатно. Сейчас каждая гостиница должна платить за пользование программой регистрации постояльцев "Элпост" (продукт ООО "ФГС") 22 рубля за каждого россиянина и 100 рублей — за иностранца.
В гостиницах Петербурга ежегодно регистрируется около 3,5 млн человек, что в денежном выражении совокупно превышает 150 млн рублей (граждане России — 2,5 млн человек, интуристы — 1 млн человек). Отельеры со ссылкой на Российскую гостиничную ассоциацию (РГА) рассказывают, что в тестовом режиме программа уже начала работать в одной из петербургских гостиниц. В Москве система заработает с октября. По словам вице–президента НП "Ассоциация малых гостиниц" Тамары Буйловой, аналог системы также уже работает в Крыму. Абонентская плата по ней составляет всего 1,5 тыс. рублей в месяц.
В самой компании "ФГС" давать какие–либо комментарии по этому поводу отказались. По данным системы "СПАРК", генеральным директором ООО "Федеральный гостиничный сервис" является Екатерина Ряйлян. В 2013 году выручка ФГС составила 52,2 млн рублей.
Напомним, что 2 года назад отельеры с большими мучениями были вынуждены перейти на новую систему регистрации постояльцев "Элпост" от компании "ФГС", которая заменила существовавший до этого "Электронный курьер".
Тогда установка "Элпоста" на один компьютер обходилась владельцам отелей в 10,8 тыс. рублей (единоразовая плата за "Электронный курьер" — 8,5 тыс. рублей).
Для петербургских гостиниц установка новой программы может обернуться первоначальными затратами — по их желанию надо будет снова менять существующую систему регистрации на новую. Сколько это будет стоить, пока неизвестно. Но, скорее всего, гостиницам не придется в обязательном порядке устанавливать приложение Минкомсвязи — оно будет действовать наряду с ныне существующей системой регистрации "Элпост".
Тамара Буйлова считает, что компания "ФГС" со своим продуктом "Элпост" явно пыталась занять монопольное положение, и гостиничное сообщество этому организованно сопротивлялось. Проблема постоянно обсуждалась вплоть до Совета Федерации. Нынешним завершающим этапом сейчас занимается в Москве РГА. Ее президент Геннадий Ламшин вместе с отельерами участвовал в обсуждениях проблемы на федеральном уровне и способствовал скорейшему созданию приложения Минкомсвязи. "Хотя программа пока работает в тестовом режиме, но мы почти у цели", — говорит отельер.
"Для развития хостелов проблема регистрации граждан очень важна. Мы неоднократно выступали по этому вопросу, он обсуждался в том числе на уровне губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. Мы рады, что пожелания малого бизнеса услышаны, и надеемся, что этот вопрос будет доведен до конца в кратчайшие сроки", — говорит Яна Окунева.
Генеральный директор
сети хостелов "Друзья" Сергей Морев называет событие революцией в гостиничном бизнесе.
"Это поворот лицом к отельерам. Существенно облегчится процесс регистрации, так как система будет сообщаться с сайтом госуслуг, куда автоматически будут поступать данные регистрации. Сейчас мы содержим дополнительный персонал, который выполняет эту работу, а сам процесс регистрации одного клиента занимает 10–15 минут", — говорит эксперт.