Как далеко могут пойти работодатели, стремясь сохранить лояльность сотрудников с детьми

Автор фото: Владимир Астапкович/ТАСС

Работодатель уверен: чем больше идешь навстречу сотрудникам, имеющим детей, тем эффективнее будут работать счастливые родители. Однако кризис уменьшил количество шагов, которые готовы сделать работодатели в сторону семейных работников.

Примерно каждый второй сотрудник в любой компании имеет детей, а значит, и потребность отвлекаться на них от работы во время этой самой работы. Как далеко могут пойти работодатели, стремясь сохранить лояльность ценных сотрудников с детьми, поинтересовался "ДП" у петербургских работодателей. Почти все они ответили: довольно далеко, но все зависит от каждого конкретного случая.

Малыши–карандаши

Детские сады при заводах и предприятиях, увы, остались в советском прошлом. Няня, оплачиваемая работодателем, или летний отдых в лагере за счет компании достаются сегодня немногим работающим родителям. А вот специальный ДМС для молодых мам, детские корпоративы, возможность на час раньше уйти или позже прийти в офис — это по карману большему числу работодателей. Плюс небольшие бонусы, которые позволяют обрести лояльность сотрудников. "Необходимость отвести ребенка в школу или в садик, безусловно, является веским основанием изменить график работы — для нас это не является общепринятой практикой, но легко решается в индивидуальном порядке", — рассказывает Наталья Кондюк, руководитель отдела HR ГК "220 Вольт". Если не пойти навстречу, объясняет она, это обернется опозданиями работника, штрафами, затем потерей с его стороны лояльности к работодателю, а потом, возможно, либо увольнением, либо уходом по собственному желанию. Никому это не нужно.
Сотрудники ГК " ЖелДорЭкспедиция " могут выбрать время начала рабочего дня, чтобы успевать отвозить детей в школу, рассказывает Екатерина Потапова, руководитель департамента управления персоналом компании. "Мы понимаем, что бережное отношение к семье сотрудника дает хорошую атмосферу в коллективе и рост производительности, поэтому часто идем навстречу", — объясняет она.
"Те сотрудники, у которых есть дети, и мамы с маленькими детьми зачастую гораздо больше мотивированы на отличную работу, чем те, у которых нет семьи" - напоминает Виктор Потапов, вице-президент по работе с персоналом компани "Арсиэнтек".
Похожий подход к решению проблемы и в фармацевтической компании "РИА "Панда", говорит руководитель кадрового отдела предприятия Алексей Разуваев. "Индивидуальный режим работы, более ранний уход, возможность время от времени пойти, например, на родительское собрание или мероприятие в школе и детском саду", — перечисляет он набор бонусов для родителей. В ГК "220 Вольт", например, в этом году 1 сентября более 100 человек центрального офиса получили разрешение сначала отвести детей на линейку, а потом, к 12 часам дня, приехать на работу без штрафов и объяснительных. А в компании JTI (фабрика "Петро") сотрудникам, чьи дети идут в первый класс, 1 сентября вообще предоставили дополнительный оплачиваемый выходной. Но и это не все шаги навстречу. По словам менеджера по обучению и развитию фабрики Екатерины Мельниковой, "Петро" ежегодно делает выплаты работникам, у которых есть дети от 3 до 15 лет, на организацию их летнего отдыха. "А у нас есть оплачиваемый день для папы, чтобы забрать маму с ребенком из роддома", — делится примером заботы о молодых родителях Анна Муромцева, менеджер по талантам компании Amway.
Екатерина Кожемякина, HR–директор ЦИАН , рассказывает, что для сотрудников, которые проработали в компании от полугода, вводятся дополнительные оплачиваемые дни отдыха: 5 дней в году сотрудник может быть недоступен для компании и заниматься своими личными делами. Это не считая 7 дней, когда сотруднику разрешается работать удаленно.
Есть и совсем необычные просьбы, которые, впрочем, работодатель тоже готов выполнить, чтобы не терять ценного сотрудника. "По просьбе одной из сотрудниц, довольно рано вышедшей на работу после декрета, мы предоставляли ей переговорную для кормления малыша в течение необходимого срока", — вспоминает Екатерина Бойцова, директор по персоналу BDO Unicon Outsourcing.
Как выяснилось в ходе опроса работодателей, многим из них важно, чтобы дети их сотрудников понимали, чем на работе занимаются родители. Чтобы затем, возможно, тоже прийти на работу в эту компанию. "Наш офис пользуется большой популярностью среди детей сотрудников, ведь офисное пространство позволяет сделать день интересным для ребенка: он может поиграть в настольный футбол или посмотреть мультики в переговорной", — рассказывает Инна Майорова, HR–бизнес–партнер Philips в России и СНГ. "Когда компания делает что–то для детей сотрудников, сотрудники видят, что их воспринимают не только как "носителей профессиональных компетенций", но и как личностей", — поясняет такую заботу Екатерина Жданова, начальник отдела оценки и развития персонала ретейлера "Связной", у которого тоже всегда в запасе наборы для рисования для детей, пришедших с родителями на работу.
В " Яндексе " сотрудникам разрешают приводить детей на обед или ужин в корпоративное бесплатное кафе, иногда приводить их в офис, но ненадолго, все–таки здесь работают. Зато 1 июня дети обязательны. "В этот день мы показываем малышам, куда же уходят папа и мама по утрам и где они пропадают целыми днями", — объясняют в компании. "У нас не запрещено приводить на работу детей, но, надо отметить, что такие идеи, как комната для детей или корпоративный детский сад, высказываются весьма редко. Но мы рады видеть на корпоративных мероприятиях сотрудников с их семьями, в том числе с детьми. Например, в этом году у нас проходило масштабное мероприятие, посвященное Дню компании, куда сотрудники приходили со своими близкими", —  рассказывает Ирина Рзаева, руководитель HR-проектов телеком-оператора "Дом.ru InterZet". Экскурсии для детей по офисному пространству очень распространенная история: они есть в практике 90% опрошенных "ДП" работодателей. Только 10% отметили, что не хотят видеть детей сотрудников в офисе, несмотря на то что приводить их официально не запрещено.

Кризис бонусов

Так как о бонусах каждый семейный сотрудник разговаривает с работодателем отдельно, внешние факторы редко влияют на количество этих бонусов. Другое дело кризис. "До кризиса сотрудникам для решения семейных вопросов предоставлялось три социальных дня в год — 1 сентября, последний звонок или визит к врачу, — говорит Татьяна Онилова, начальник отдела управления персоналом компании "Балтийский лизинг". — Но на 2015 год число таких дней сокращено до одного". В ГК "220 Вольт" уточняют, что в связи с кризисом пришлось отложить создание в офисе комнаты для детей и корпоративного детского сада при компании. "Возможность их создания обсуждалась, вероятно, мы вернемся к обсуждению данной темы, когда кризис пойдет на спад", — говорит Наталья Кондюк.