Комитет по занятости зафиксировал двукратный рост числа уведомлений о сокращении персонала. Потеряв надежду на быстрый выход страны из кризиса, бизнесмены начали урезать свои штаты.
Пессимистический прогноз бывшего главы российского Минфина Алексея Кудрина, который он дал в дни Петербургского экономического форума, сбывается: не дождавшись улучшения экономической ситуации, бизнесмены принялись сокращать персонал, стремясь снизить издержки и завершить год с прибылью. Так, по данным комитета по занятости Петербурга, в первую неделю сентября, когда деловая активность только набирает обороты после сезона отпусков, уведомления о массовых сокращениях подали 39 организаций. Они планируют уволить до конца 2015 года более 7 тыс. человек. Это более чем в 2 раза выше уровня 2014 года — тогда 23 компании подали в комитет уведомления о сокращении 3 тыс. человек. Если динамика сохранится, по итогам года число безработных в городе может превысить 80 тыс. человек. А это почти на 10% выше уровня безработицы, зафиксированного статистиками в Петербурге этим летом, — 72,2 тыс. человек. В сравнении с прошлым годом число безработных в городе возросло на 41%.
В первую очередь, по данным комитета по занятости, массовые сокращения грядут в строительстве, транспортном бизнесе, сфере финансового посредничества и здравоохранении.
Такими темпами городская экономика может вскоре войти в порочный круг: увеличение безработицы — сокращение потребления — снижение оборотов бизнеса — увеличение безработицы. И возможно, уже в следующем году будет побит рекорд безработицы, установленный в 2009–м, — 117 тыс. человек.
Вторая волна кризиса
Первая волна увольнений прошла в начале 2015 года. По данным исследования компании HeadHunter, минувшей весной почти половина работодателей либо уже уволила часть сотрудников, либо собиралась это сделать в ближайшее время.
Так,
HeadHunter
зафиксировал в марте этого года прирост числа резюме на 37% по сравнению с январем 2015 года и на 41% по сравнению с мартом 2014 года.
Вторую волну эксперты прогнозировали осенью. Так, Алексей Кудрин на Петербургском экономическом форуме заявлял: "Реальные зарплаты россиян упали на 10%, доходы — на 4%, а по итогам года эти показатели еще больше ухудшатся. Предприятия, весной и летом отправившие работников в неоплачиваемые отпуска, осенью могут начать массовые увольнения".
Этот прогноз начал воплощаться уже летом. Завод "Тойота" расторг контракты с 250 временными сотрудниками из–за снижения спроса на российском авторынке. Концерн General Motors прекратил производство на петербургском заводе, уволив почти всех сотрудников (около 2 тыс. человек).
В августе вице–президент
Sela
Эдуард Остроброд сообщил "ДП", что для оптимизации издержек компания сократила 30% офисного персонала. Спрос на одежду падает, прибыль ретейлеров сокращается, некоторые работают в убыток, но стараются удержаться на рынке, говорит он. Сама Sela рассчитывает, что начнет получать маржу этой осенью, но она будет значительно ниже, чем до кризиса.
Из–за падения турпотока (выездной туризм в Петербурге сократился за год на 20 – 30%) этим летом ушли с рынка несколько туристических фирм. В их числе "Сансет трэвел" и "Трайв тур", сотрудники которых пополнили ряды безработных.
"Дать однозначный прогноз про развитие ситуации на рынке труда в ближайшее время довольно сложно, — говорит представитель HeadHunter Екатерина Скляренко. — Особенно с учетом того, что в большей степени бюджеты компаний были оптимизированы в начале года, когда ситуация была более критичная. Логично, что резко пойти на радикальные траты на персонал в большинстве случаев работодатели не готовы. Ряд из них, вероятно, пересмотрели бюджеты и стали открывать "замороженные" в начале года позиции. Об этом свидетельствует положительная динамика по количеству вакансий, которая отмечалась с середины весны. Спрогнозировать ситуацию можно будет во второй половине осени, когда начнется формирование бюджетов на 2016 год".
Издержки прогресса
В комитете по занятости склонны объяснять грядущее увеличение безработицы сезонностью: лето — период затишья как со стороны работодателей, так и со стороны соискателей, а с сентября все процессы на рынке труда вновь потекли более живо.
"Сейчас те организации, которые запланировали массовые высвобождения именно на этот год, начали подавать сведения, поскольку времени у них не так много: сведения должны быть представлены за 3 месяца до планируемых сокращений", — успокоили в комитете. По словам чиновников, сокращения связаны в первую очередь с модернизацией производства, что впоследствии должно привести к появлению новых высокотехнологичных рабочих мест, увеличению темпов производства.
"Мы в конце года сократим около 300 сотрудников. Но не из–за кризиса, а в результате модернизации производства. Она позволила повысить производительность труда", — подтверждает гендиректор компании "Балтийский берег" Михаил Бобров.
Профессор такси
Действительно, некоторые компании не только оказались устойчивы к кризису, но и выигрывают от него, получая возможность нанимать квалифицированных сотрудников на низкие зарплаты. В числе таких везунчиков интернет–торговцы и таксомоторные компании.
"В последнее время к нам все чаще приходят устраиваться водителями уволенные менеджеры. Есть даже профессор истории. Мы с удовольствием принимаем таких людей на работу. Они образованны, воспитанны, что обеспечивает высокое качество обслуживания клиентов. Но мы понимаем, что такие люди приходят к нам временно. Им нужно кормить семью, платить кредиты. Как только они найдут подходящую работу, то сразу же покинут нашу компанию", — говорит Виктор Соловьев, директор коммерческого департамента ГК "Петербургское такси 068".
Многие интернет–магазины, чьи издержки на ведение бизнеса ниже, чем у классических ретейлеров, наращивают объемы продаж. Расширяются компании, которые занимаются доставкой интернет–заказов. Например, компания Delivery Club (аутсорсинговая доставка продуктов питания) расширила свое присутствие в Москве и Петербурге, а также открыла несколько новых представительств в регионах.
Кризис на годы
В отличие от кризиса 2008 – 2009 годов, когда произошло резкое падение и столь же резкое восстановление экономики, сейчас ситуация принципиально иная, говорит Маргарита Горшенева из QB Finance. Проблемы, связанные со снижением стоимости нефти, девальвацией рубля, падением фондовых индексов и ростом стоимости кредитов, — это был первый этап кризиса. Второй — сокращение производства и, соответственно, персонала, связанное с этим снижение покупательной способности россиян.
"Это более глубокие проблемы, они могут перейти в разряд системных, хронических. На их решение могут понадобиться годы, а то и десятилетия", — считает Маргарита Горшенева.
По ее мнению, вторая волна сокращений будет очень масштабной, если не по объему сокращенных сотрудников, то по охвату отраслей. Второе полугодие 2014 года стало черным для строительной отрасли и сферы обслуживания и развлечений, финансового сектора и автомобилестроения, в начале 2015–го волна сокращений затронула торговлю товарами длительного потребления. Сейчас во всех этих отраслях сохраняется сложная ситуация, но большинство компаний уже оптимизировали штат. Теперь серьезный удар кризис наносит по промышленности, машиностроению, банковскому и даже нефтегазовому сектору, который и стал причиной кризиса, отмечают эксперты.
“
Сокращение персонала — вполне закономерное явление в сложившейся экономической ситуации. Оно объясняется тем, что компании исчерпали резервы, с помощью которых рассчитывали пережить экономические сложности, возникшие в прошлом году. Однако улучшений не наступило. Рост числа безработных — это знак: для населения — что надо сократить потребление, а для бизнеса — оптимизировать расходы. Не думаю, что этот кризис кончится быстро. Скорее всего, он продлится у нас до тех пор, пока не стабилизируется ситуация на мировых рынках.
Сергей Бодрунов
президент ЗАО "Санкт–Петербургская инвестиционная компания"
“
Я знаю, что многие сейчас сокращают персонал, но мы, наоборот, увеличиваем объемы производства и выходим в новые рыночные ниши — например, будем продавать наш шоколад в розничных магазинах, а не только по индивидуальным, корпоративным заказам и через Интернет. Мы воспринимаем кризис не как катастрофу, а как точку отсчета с изменившимися условиями игры. С этим связано и то, что сейчас мы проводим набор персонала: нам нужны менеджеры, которые именно так смотрят на кризис и способны конструктивно действовать в этой ситуации.
Андрей Шарков
создатель проектов Shokobox и Shokoladka