Сбербанк еще с 2008 года вынашивал планы выхода на рынок факторинга (отсроченных платежей для поставщиков), но решился только сейчас. "Сбербанк Факторинг" заключил первую сделку, рассматриваются соглашения на сумму 2 млрд рублей. Компания успеет отхватить большую долю рынка, пока конкуренты борются за качество портфеля в условиях кризиса и ужесточают требования к клиентам из-за рисков.
Северо-Западный банк Сбербанка выходит на рынок факторинга на Северо-Западе. В понедельник, 14 сентября, банк заключил первый факторинговый договор в регионе: клиентом стало ООО "ВЕРСИЯ" - производитель сливочного масла и сыров под торговой маркой "Русские традиции". Сумма сделки не раскрывается.
"Это наша первая сделка на рынке факторинга Северо-Запада с одним из крупнейших производителей отечественных продуктов питания. Мы намерены наращивать свое присутствие, и уже сегодня на рассмотрении у нас находятся сделки на сумму порядка 2 млрд рублей", - сообщила Елена Балахничева, руководитель Северо-Западной региональной дирекции ООО "Сбербанк-Факторинг". В целом, по оценке Ассоциации факторинговых компаний (АФК), емкость рынка СЗФО, включая Петербург, превышает 250 млрд рублей в год, факторинговые компании в регионе обслуживают свыше 1000 клиентов.
Факторинговые сделки предполагают, что фактор (банк или специализированная факторинговая компания) выступает посредником в сделке между поставщиком товара и покупателем товара (дебитором). Поставщик продает товар дебитору и при этом не требует за него немедленной оплаты. Вместо дебитора за товар платит фактор, после чего он получает долг с покупателя товара.
Семь лет ожидания
Читайте также:
Россия
Почему в 2015 году падает рынок факторинга
До этого года Сбербанк факторингового бизнеса не имел, хотя планы по его созданию вынашивал еще с 2008 года, но тогда руководство банка отложило эти планы в долгий ящик из-за потенциально высоких рисков. Вместе с тем именно в 2008-м на рынок факторинга вышли Альфа-Банк и нынешний лидер "ВТБ Факторинг". Спустя 7 лет, в августе 2014 года, Сбербанк все-таки решился создать факторинговый бизнес, а в ноябре 2014 года он зарегистрировал для этого дочернюю компанию "Сбербанк-Факторинг". Помимо Петербурга компания открыла представительства в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону, до конца года откроется представительство в Нижнем Новгороде.
По данным АФК, по критерию оборота лидером на рынке российского факторинга сейчас является "ВТБ Факторинг". На Северо-Западе пятерка лидеров по обороту - Промсвязьбанк, "Абсолют Факторинг", "ГПБ-факторинг, ЮниКредит банк, Альфа-Банк, а в Петербурге лидируют "ВТБ Факторинг", Промсвязьбанк, ФК "Санкт-Петербург", ГК НФК и Альфа-Банк.
Источник:
В "ВТБ Факторинг" действия потенциального конкурента комментировать не стали, однако подчеркнули, что тоже планируют развиваться в регионах. "В СЗФО, в частности в Петербурге, "ВТБ Факторинг" занимает довольно сильные позиции: здесь наша доля рынка составляет порядка 40%. Что касается в целом перспектив развития факторингового рынка, мы видим хороший потенциал роста в регионах, так как уровень проникновения факторинга здесь значительно ниже, чем в центральном регионе России", - сказал Петр Антонов, старший вице-президент, руководитель региональной сети "ВТБ Факторинг".
Дождались кризиса
Тем временем рынок факторинга уже несколько лет сокращается: по итогам полугодия оборот российского факторинга составил 830 млрд рублей, сократившись на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако во II квартале падение оборота рынка год к году замедлилось с 22% до 10%.
"Рынок факторинга сейчас находится в своем лучшем состоянии - лучшие факторы работают с лучшими клиентами. Размеры рынка, конечно, уменьшились и в основном по инициативе факторов, стремящихся к уменьшению риска и отказывающихся от ряда факторинговых сделок. Выходя на рынок в такой момент, главное - не увлекаться количеством в ущерб качеству", - считает Константин Овчаров, начальник управления факторинга в ЮниКредит Банке.
В НФК также говорят о необходимости улучшить качество портфеля вместо его наращивания. "Мы не планируем агрессивно наращивать портфель, хотя предпосылки к этому есть: спрос со стороны бизнеса на услуги факторинга, особенно безрегрессного, сейчас крайне высок. Сегодня наша приоритетная задача - сформировать пул клиентов, обладающих качественной диверсифицированной дебиторской задолженностью, обеспечив таким образом высокое качество портфеля компании", - говорит Сергей Васильев, директор Санкт-Петербургского представительства НФК.
По мнению Дмитрия Шевченко, исполнительного директора Ассоциации факторинговых компаний, выход Сбербанка на этот рынок в кризис поможет достаточно быстро нарастить свое присутствие благодаря консолидации. "Возможно, именно кризиса они и дожидались", - комментирует он. "Сейчас можно рассчитывать на уход с рынка мелких игроков и дальнейшую консолидацию индустрии. Сбербанку вполне реально побороться за долю рынка, находящуюся за пределами топ-10. Кроме того, сдает позиции и Альфа-Банк. Если финансовая компания решит переориентировать свою стратегию и уйти с этого рынка, это предоставляет Сберу дополнительные возможности для расширения целевой аудитории", - комментирует Алена Афанасьева, старший аналитик ГК Forex Club. "С одной стороны, момент для выхода на рынок сложный, так как риски финансирования поставок с оторочкой существенно возросли в связи с неудовлетворительным уровнем платежной дисциплины. С другой - потребность бизнеса в факторинге достаточно высока, что может сыграть на руку новому игроку", - говорит Сергей Васильев.
С выходом Сбербанка на рынок факторинга конкуренция между игроками на Северо-Западе усилится, ведь в настоящее время лидеры рынка факторинга, по экспертным оценкам, формируют 80% портфеля, добавляет Вадим Исаков, территориальный директор банка "БКС Премьер". "Рынок факторинга очень перспективный, и на сегодняшний день – один из лучших по динамике развития, только за последние 5 лет (с 2009 по 2014 г.) он увеличился в 5,7 раза. Одна из отчетливых тенденций сегодняшнего рынка финансовых услуг – это стремление клиентов заместить кредиты факторингом. В текущем году спрос на факторинг продолжает расти в компаниях сегмента food-ретейла, одним из драйверов роста популярности факторинга среди поставщиков торговых сетей участники рынка называют эффект замещения кредитных ресурсов на факторинговые: с конца прошлого года получить в банке кредит под оборот стало в разы сложнее, особенно импортерам. Факторинг является хорошим инструментом поддержки российских производителей в условиях импортозамещения", - считает аналитик.
Переманить клиентов
При этом аналитикам и игрокам рынка больше всего интересен способ, которым Сбербанк планирует захватывать рынок. "Потенциально он может стать лидером через несколько лет. Это зависит от того, какую стратегию компания выберет: будет развиваться за счет клиентов действующих игроков или конвертировать клиентскую базу Северо-Западного банка в факторинг. У нас часто бывают ситуации, когда клиенты "ВТБ Факторинг" имеют счета в Сбербанке. Будет ли Сбербанк бороться за этих клиентов или нет - это вопрос", - рассуждает Дмитрий Шевченко.
В компании "Сбербанк-Факторинг" подчеркнули, что в первую очередь на факторинговое обслуживание будут привлекать клиентов Северо-Западного банка Сбербанка. "Безусловно, ощущая потребность в финансовых ресурсах среди предприятий Северо-Западного региона, мы готовы предложить весь спектр услуг по финансированию и управлению дебиторской задолженностью независимо от того, является ли предприятие клиентом Сбербанка или нет", - добавила Елена Балахничева.
"Как правило, именно "переманить" можно только небольшого клиента, большинство же крупных компаний и так работают с несколькими факторами, постоянно мигрируя от одного к другому и обратно", - говорит Константин Овчаров.
Эксперты говорят, что материнский банк дает "Сбербанк Факторингу" все возможности. Основными преимуществами "Сбербанк Факторинга" эксперты называют отсутствие просрочки, наличие фондирования, причем более дешевого, чем у конкурентов, а также возможность сократить издержки за счет введения электронного документооборота по торговым сделкам между клиентом, дебитором и факторинговой компанией.
"Вход на рынок "Сбербанк Факторингу" обеспечен, также обеспечен и быстрый рост", - комментирует Дмитрий Шевченко. По его словам, оценить успешность проекта можно будет только через год-полтора, такое время потребуются для внутренней оптимизации бизнеса и налаживания всех технических процессов, только следом за этим идет уже рост клиентской базы. "Банк должен быть готов внутренне к большому потоку клиентов, иначе в первые 2-3 года неизбежно будут возникать проблемы с риск-менеджментом", - предупреждает Дмитрий Шевченко.