Управляющий партнер "Правовых инноваций" Андрей Григорьев объясняет, почему неплатежи в России — это просто способ ведения дел.
Cейчас все говорят о кризисе и его последствиях. Крупнейшие банки пытаются взыскать долги у "Мечела" и "Трансаэро". Среди должников прочно обосновалось "Ленэнерго". "Дочки" РЖД задерживают деньги за комплектующие и работы по ремонту составов. Страховщики не платят водителям. А уж тема коммунальных долгов всех перед всеми звучит просто рефреном. При этом цифры принимают астрономический вид. Жильцы должны УК и обслуживающим организациям. ТСЖ и ЖСК должны поставщикам ресурсов. Поставщики ресурсов должны друг другу и банкам. Государство регулярно недоплачивает коммунальщикам за свои объекты недвижимости.
С самого начала своей юридической практики я сталкивался с примерами ничем не обоснованных неплатежей. Дебиторка есть у крупных и маленьких компаний. В числе неплательщиков и государство, и обычные граждане. Уже долгое время меня мучает вопрос: насколько случайно такое явление? Чем больше дебиторки отсуживаешь, тем больше укореняешься в мысли, что в России неплатежи — это просто способ ведения дел.
Причем не только у российских компаний. Были у меня в ответчиках и итало–турецкие строители нашего авиатерминала. Собирая по судам постолимпийские "сочинские крохи", получал я деньги и от 100%–ной "дочки" австрийского стройхолдинга. Вот интересно: у иностранцев портится менталитет от общения с нашими бизнесменами или у них тоже так принято?
Один мой коллега рассказывал, что, когда он работал юристом в крупной сети магазинов стройтоваров, его главной задачей было как можно дольше тянуть судебные дела о взыскании дебиторки. Хвастался, что по некоторым делам ему удавалось отсрочить выплаты на год–полтора.
Самое обидное, что приблизительно в половине случаев риска неплатежей можно избежать, подстраховаться еще на стадии заключения договора. Но почему–то самые банальные вещи для проверки контрагента предприниматели не делают. Между тем даже простейшее гугление контрагента может открыть много интересного. Другой эффективный ресурс — картотека арбитражных дел.
Если же вы все–таки решили вести дела с новым контрагентом, то пропишите в договоре хорошие пени. Ведь деньги можно потом не увидеть долгое время, так пусть хотя бы на них начисляются проценты. В процессе исполнения договора не забывайте подписывать акты сверки и аккуратно вести документацию, подтверждающую исполнение договора. Потом легче будет подтвердить факт возникновения обязательства по оплате. И наконец, практический совет из личного опыта.
Если дебиторская задолженность возникла, не ждите и не слушайте пустых обещаний. Сроки оплаты должны соблюдаться четко. Просрочка на 10 дней — письменная претензия. Месяц — иск. Главное правило во взыскании дебиторки: чем больше прошло времени, тем сложнее вернуть то, что причитается. Как только такой контрагент накопит долги, он банкротится или просто сливается. Хотел бы я заблуждаться в своих выводах, но пока действительность показывает обратное.