Журналист Владислав Бачуров - о том, сколько вратарей должно быть в составе футбольного клуба.
Михаил Кержаков
еще не сыграл ни одного матча за "Зенит" в чемпионате России, но вышел в основном составе команды в матче Лиги чемпионов. И после матча стало понятно, что сменщик у Юрия Лодыгина есть. А дебютировал Михаил в матче на кубок против тверской "Волги", отстояв на ноль.
Какое оптимальное количество вратарей должно быть в составе? Какого уровня должны быть вторые номера, ведь амбициозному игроку сложно не выходить на поле, а постоянная чехарда в воротах может нервировать обоих вратарей. Еще недавно в "Зените" было три сильных вратаря — Вячеслав Малафеев, Дмитрий Бородин и Юрий Жевнов. А место в воротах — всего одно.
Проблема вторых вратарей существовала всегда. Смириться и ждать. У основного вратаря может начаться спад, он может получить травму, заболеть, поссориться с тренером — и тут появляется он, второй. Банально говоря, получает шанс. Он может воспользоваться этим шансом и вытеснить первого номера из основы, усадив на скамейку запасных — теперь уже ему останется ждать своего момента. Теперь самое интересное — кто выйдет в основном составе "Зенита" в следующем матче? Вернулась ли психологическая уверенность к Юрию Лодыгину после неудачных игр и он вновь встанет в ворота?
На пресс–конференции после матча Андре Виллаш–Боаш сказал: "Что касается ситуации с вратарями, то мы приняли решение, которое было полезным для команды на данном этапе. Лодыгин остается нашим номером один, и мы верим, что он сможет пройти через этот спад и сумеет вернуться к прежнему уровню". Сколько готовы ждать? Или удачно сыгравший сменщик Михаил Кержаков и дальше продолжит стоять уверенно и станет первым номером?
Так, к примеру, Артем Ребров вытеснил из состава "Спартака" Сергея Песьякова. Теперь у него за спиной 19–летний Антон Митрюшкин, капитан юношеской сборной России, победившей на юношеском чемпионате Европы в 2013 году.
А ведь еще не так давно, в начале 2000–х, после ухода из московского клуба основного вратаря Александра Филимонова, началась безумная суетливая покупка голкиперов, как будто числом можно справиться с вратарской проблемой. Ведь на поле выйти может только один, и мест для дублера — максимум два. А одно время в составе "Спартака" было семь вратарей.
Есть известный парадокс Брасса, который применим и к методам построения футбольной команды. Можно накупить игроков на все позиции в огромных количествах, но они потеряют форму и мотивацию, просиживая штаны на скамейке запасных.
В 1968 году немецкий исследователь Дитрих Брасс наблюдал за попытками городского совета Штутгарта справиться с пробками в центре города. Машин много, возникают пробки, как решить проблему? И городские власти решили проложить в центре новую дорогу. Логично? Но оказалось, что ситуация с транспортными потоками в городе стала еще хуже. Новая улица добавила новых перекрестков, на которых стали скапливаться автомобили. Пришлось властям Штутгарта новую улицу перекрыть.
Тогда Дитрих Брасс и сформулировал свой парадокс: строительство новых дорог в перегруженной дорожной сети может только ухудшить положение.
А теперь представьте, что Лодыгин начудил бы еще до закрытия трансферного окна, руководство клуба срочно купило бы второго вратаря ему на замену, и тогда Михаил Кержаков так и не получил бы своего шанса выйти за "Зенит".