В очередной раз президент, а за ним и депутаты с антимонопольной службой озаботились проверкой роста цен. Надо, считают они, разобраться в этом вопросе. Цены уже и проверяли, и мониторили, а реагировать на команды они почему-то не хотят.
Депутаты озадачены ростом цен на яблоки, сообщает официальный сайт партии "Единая Россия". "В этом году во многих регионах неплохой урожай яблок, но почему-то цены на них увеличились в 2 раза", — недоумевает глава комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков. Парламентарий считает, что в этом вопросе надо разобраться. По России средняя стоимость килограмма яблок — 70 рублей, а в Москве в сетевых магазинах — от 60 до 174 рублей, говорит он. И конечно же, депутаты с этим не согласны и уже обратились с запросом в ФАС. Ведь наши потребители, уверен Николай Панков, "в сезон должны покупать яблоки отличного качества и по разумным ценам".
Пока все логично. Действительно, что может быть лучше, чем отличное качество по разумной цене. Все хотят покупать хорошие вещи задешево. Никто не скажет, что удел потребителя — плохие яблоки по заоблачной цене.
Днем раньше недоумение думцев вызвали цены на молоко. "Не секрет, что крестьяне реализуют свою продукцию за копейки, а на прилавках литр молока стоит в несколько раз дороже", — рассуждает все тот же Николай Панков. В этой области тоже "уже сейчас нужно наводить порядок". Потому что цены должны быть разумными.
Недопустимо класть в творог пальмовое масло. Недопустимо, чтобы дорожали удобрения и лекарства. Все это недопустимо. Но, говоря об этом, депутаты совершенно не понимают, что происходит. У Николая Панкова есть одна версия — сговор. Ничего другого в голову не приходит.
Владимир Путин несколько дней назад поручил ФАС проанализировать цены на молоко. А в конце сентября сказал, что ФАС вообще должна следить за ситуацией с ценами и способствовать развитию конкуренции. "Ведь что такое конкурентный рынок?" — спросил президент и тут же ответил: "Это рынок, на котором потребитель, покупатель может выбрать продукт или услугу более высокого качества и, что принципиально важно, по справедливой цене".
Высказывания российских политиков о ценах имеют как правило один недостаток. Они никогда не раскрывают, что понимают под "разумными" и "справедливыми" ценами. Телезритель делает вывод, что это значит низкие. А, скажем, фермер — что высокие. Хотя вообще-то если услуга более высокого качества имеет более высокую цену, то это как раз и есть справедливо. Иначе лучший товар, получается, не должен стоить дороже, чем плохой. И пальмовое масло в творог кладут не от хорошей жизни.
Источник:
Источник: Росстат
Из слов Владимира Путина и Николая Панкова следует, что снижать цены следует на качественные товары. Между тем отличить качественный товар от некачественного бывает непросто. Вот, например, недавно был такой спор: Россельхознадзор объявил, что около 80% сыров на рынке по сути подделка, не вполне настоящий сыр. А Союз производителей молока не согласился и сказал, что не более 25%. Кому и на что теперь снижать цены — теперь поди разберись.
Но вот процесс разбирательства — очень эффектный. Ведь далеко не в первый раз власти обращают внимание на цены. Они делают это регулярно. Не далее чем весной прокуратуры всех регионов по указанию Генпрокурора проводили ударные проверки ценообразования. И даже нашли нарушения и кого-то штрафовали за превышение цен на те товары, накрутка на которые установлена законодательно. Детское питание, например, лекарства. На том дело и закончилось.
Президент обращает внимание на рост цен и говорит: слушайте, давайте-ка это дело проверим. Проверяющие честно приходят, изучают ведомости и заключают: да, действительно выросли. Это так. Цены продолжают расти. Спекуляции не выявлено. Направляют новую комиссию, из другого ведомства. Может, первые недосмотрели где? Надои-то вверх пошли. Но и эти удивляются, хлопают руками по бедрам и разводят руками: и правда, растут, проклятые. Чертовщина какая-то! Выслушивают заново одни и те же разъяснения о кредитах, рисках, снижении спроса и производства, текущих расходах и тепло прощаются до следующей проверки. Вряд ли проверяющие не знают, как образуется цена — есть среди них и экономисты. Но они не могут игнорировать поручения президента, а президент по поводу роста цен не может сказать, что ему фиолетово. Может вот проверку затеять или мониторинг. Но третья серия таких проверок по всей стране будет уже выглядеть смешно.