После того как почти умерло потребительское кредитование, наиболее рискованным сегментом для банков стали кредиты малому бизнесу. В новых стратегиях банки сокращают корпоративные портфели за счет МСБ и делают ставку на физлиц, выбирая меньшее из двух зол.
Кризис вынуждает банки корректировать свои долгосрочные стратегии. В этом году, признав необходимость меняться, о новых планах заявили несколько кредитных организаций. И хотя каждый банк выбирает свой способ выживания в зависимости от ситуации, в которой он оказался в конкретный момент, в обновленных стратегиях проявились общие тенденции — внимание к розничному бизнесу и опасения относительно корпоративного.
Смена маршрута
Так, если раньше целью Сбербанка было занять до 39,7% на рынке кредитования физлиц к концу 2018 года, то теперь он планирует захватить до 42,8%. Добиться этой цели банк планирует за счет более активных кросс-продаж текущим клиентам, в том числе участникам зарплатных проектов. Что же касается доли на рынке кредитов корпоративным клиентам, то, согласно новой версии стратегии, за 3 года она должна увеличиться с 32,5 до 33,2%, тогда как раньше Сбербанк планировал занять 39,7% рынка.
ВТБ свою новую стратегию обещал представить только в следующем году, однако и сейчас аналитики говорят, что банк делает серьезную ставку на розничное кредитование, готовя масштабный проект Почтового банка. Он будет создан уже в следующем году на базе "дочки" ВТБ Лето-Банка, который специализируется на рознице, и получит 20 млн физлиц в качестве потенциальных заемщиков и 45 тыс. отделений по всей стране (это почти в 3 раза больше, чем сейчас у Сбербанка).
Об изменении стратегии недавно заявил и СМП Банк братьев Ротенберг: долю кредитования госфинансов этот банк планирует снизить до нуля, а розницу нарастить с 8 до 20%. Кредитовать малый бизнес банк тоже планирует более активно, но его долю предполагается ограничить до 10%.
Источник:
Меньшее из двух зол
К слову, ставка на розницу в нынешней ситуации не выглядит однозначно. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения за 9 месяцев этого года в годовом выражении снизились на 3,3%. Просроченная задолженность физлиц перед банками, по данным "Секвойя Кредит Консолидейшен", на 1 сентября составила 8,04% от общего объема кредитования (это максимальное значение с 2008 года). По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 44%.
Однако есть сегмент, который еще больше отличился по темпам роста просрочки в этом году, — это малый и средний бизнес. По словам экспертов, сокращать кредитные портфели юрлицам будут именно за счет МСБ. Просроченная задолженность по кредитам, предоставленным российскому малому и среднему бизнесу, выросла за год на 54,5% — с 388,5 млрд рублей на 1 сентября 2014 года до 600,3 млрд рублей на 1 сентября 2015 года. Доля просрочки МСБ от общего объема кредитования составила 12,2% на 1 сентября, и это еще не предел.
Возможно, именно неспособность малого бизнеса платить по кредитам, которая с каждым месяцем распространяется на все большее количество предприятий, так пугает банкиров, которые и раньше не сильно верили в малые предприятия, а сейчас тем более все чаще отказывают им. Крупный бизнес, просроченная задолженность которого составляет всего 4,7%, становится желанным клиентом. Однако крупные заемщики, которые потеряли возможность кредитоваться на рубежом из-за санкций, пришли только в самые крупные банки, а всем остальным приходится выбирать меньшее из двух зол и наращивать кредитование физлиц.
Обеспеченные риски
В то же время кредиты в любом сегменте могут быть не такими пугающими, если это обеспеченные кредиты. Ипотека и автокредиты — это сегменты, за которые банки не сильно волнуются благодаря залогам. И если банки говорят, что наращивают розницу в обход рисков, то речь идет именно о наращивании ипотеки и автокредитов.
Корпоративные кредиты тоже выдаются преимущественно обеспеченные. В качестве обеспечения банк может принимать все виды имущества или имущественных прав заемщика или третьего лица, а также поручительства третьих лиц в зависимости от их платежеспособности, включая и последующие залоги.
Если крупные банки пока еще могут позволить себе приличную долю необеспеченных кредитов, то небольшие банки от таких или уже избавились по максимуму, или собираются сокращать.
Источник:
Меньшее из двух зол
"Если говорить именно о малом бизнесе, то действительно риски в сравнении с потребительским кредитованием гораздо выше, так как зачастую при банкротстве мелкой фирмы-однодневки банку вряд ли удастся получить хотя бы часть компенсации своих потерь", — комментирует старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева.
Однако, по ее словам, вступивший в октябре в силу закон о банкротстве физических лиц отчасти уравнивает уровень риска, так как снимает часть ответственности с физлица и перекладывает ее на плечи судебной системы. Подобная инициатива, по мнению аналитика, может родить большое число мошеннических схем, при которых заемщик может умышленно набрать непомерный груз кредитов, а потом счастливо избежать полномасштабных выплат, конечно, не без ущерба своей репутации. "Таким образом, на текущий момент банкам имеет смысл ориентироваться не на определенный сегмент заемщиков (малый бизнес или физлица), а на более четкие критерии надежности, которые можно применить и к бизнесу, и к гражданам", — говорит она.
"Нужно понимать, что речь об необеспеченном кредитовании, потребительском кредитовании людей с улицы безусловно не идет. Эти виды кредитования умерли еще до кредитования МСБ. Речь идет в первую очередь об обеспеченном кредитовании (ипотека, автокредиты) либо продуктах типа кредитных карт для зарплатных клиентов и т. п. — банк, в большинстве подобных случаев неплохо представляет, что происходит с доходами заемщика, и может контролировать кредитные риски достаточно хорошо. В этом есть определенная логика. Малые и средние предприятия, как правило, испытывают проблемы с предоставлением ликвидных залогов, и, учитывая общее падение кредитного качества и увеличение количества дефолтов, банки не хотят с этим связываться", — поясняет аналитик UFS IС Петр Дашкевич.
По оценке аналитика, благодаря господдержке сейчас есть определенные направления, на которых банки в состоянии предложить услуги, цена которых устраивает клиентов, к примеру, ипотека в новостройках с субсидированием ставки. Либо, рассчитывая на многолетние сотрудничество, банки могут поступиться частью маржи сегодня, рассчитывая на снижение ставок в дальнейшем, поэтому обычная ипотека также не умерла, несмотря на дорогое фондирование.
"Кредиты малому и среднему бизнесу более короткие, и если банк не получит маржу в начале — он не получит ее вообще. При этом банки отчасти делают вид, что "виноград кислый", поскольку просто не могут предоставить конкурентный уровень ставок для МСБ, если сравнивать с программами кредитования с господдержкой в рамках МСП-банка. Если между ипотекой с господдержкой и ипотекой без господдержки разница в ставках может быть 2-3 процентных пункта и какой-то спрос на эти кредиты все равно есть, то между ставками МСП-банка и рыночными ставкам для МСБ разница в разы — и предприниматели просто не видят целесообразности в таких кредитах, а банки не в состоянии дать уровень ставок, который бы устроил бизнес", — добавляет Петр Дашкевич.
Осторожные консерваторы
В то же время есть банки, которые исторически специализируются на малом бизнесе и в нынешних условиях ставят именно на корпоративные кредиты. "По сути, при кредитовании риски есть везде, но все же с учетом закредитованности населения и падения уровня доходов, а также вступлением в силу ряда законодательных норм, в среднесрочной перспективе кредитование предприятий является более оптимистичным направлением, чем розница", — говорит Ольга Сергеевна Щербакова, первый заместитель генерального директора — председателя правления ПАО "Энергомашбанк".
Однако такую стратегию могут позволить себе только банки, у которых кредитуется крупный бизнес. В целом банки становятся очень консервативными в выборе корпоративных заемщиков. "В области корпоративного кредитования, принимая во внимание негативный тренд в макроэкономике в целом и в банковском секторе в частности, мы сконцентрировались на обеспеченных ссудах, при этом ориентируясь в основном на твердые и ликвидные залоги. Сегодня Балтинвестбанк выдерживает консервативный подход в области корпоративного кредитования, можно сказать, мы работаем только с давними и проверенными клиентами", — говорит заместитель председателя правления ПАО "Балтинвестбанк" Кирилл Рогальский.