Волна сокращений идет на спад, уверяют исследователи рекрутинговой компании Antal Russia. Все меньше компаний заявляют о грядущих увольнениях, все больше — строят планы на повышение зарплат в следующем году. Не все так однозначно, в свою очередь свидетельствуют данные статистики.
Работодатели постепенно завершают сокращение издержек за счет персонала и закладывают в бюджет следующего года повышение заработных плат. Таков главный вывод последнего исследования рекрутеров Antal Russia. Так, если в I квартале 2015 года 45% участников опроса говорили, что собираются или уже начали проводить сокращения, то сегодня о планах расставания с персоналом сообщает только 14% работодателей. Более того, почти четверть опрошенных компаний в следующем году уже собираются увеличить штат, и еще половина — повысить зарплаты сотрудников (86% работодателей среди международных компаний и 59% — среди российских). Да, говорят рекрутеры, процент повышения пока невысокий: большинство (30%) иностранных компаний намерены прибавить 7–9%, российских (23%) — 4–6%. Но сегодня важен не размер, а сам факт движения в сторону роста.
Неоднозначная картина
Действительно, по сравнению с началом года статистика по рынку труда немного улучшилась. Положительные изменения демонстрирует кривая безработицы (см. график), рассчитываемая по методике МОТ (учитываются зарегистрированные и не зарегистрированные в государственной Службе занятости граждане, которые не имели работы, активно ее искали и были готовы приступить к работе в течение 2 ближайших недель).
Меняются в сторону уменьшения последние данные "Петростата" о регистрируемой безработице: так, если в августе, июле и июне уровень общей безработицы составлял соответственно 2,4, 2,6, 2,5% от числа экономически активного населения, то в сентябре — 2,2%.
Но в то же время по сравнению с весной и зимой 2015 года нынешний показатель все–таки больше (в мае уровень общей безработицы составлял 2,1%, в апреле — 1,9%, в марте — 1,6%, в феврале — 1,4%, в январе — 1,3%). Также такие косвенные показатели безработицы, как число работников, занятых неполное рабочее время, и тех, кто находится в простое по инициативе работодателя, по–прежнему находятся на пике своих значений. Так, по данным "Петростата", во II квартале неполный рабочий день трудились 2,9 тыс. петербуржцев, а в простое находились 7,2 тыс. человек. В тот же период 2014 года — соответственно 2,7 тыс. и 6,3 тыс., а в 2013 году — 1,9 тыс. и 6,1 тыс.
Данные о текущей ситуации от СПб государственного автономного учреждения "Центр занятости населения Санкт–Петербурга" (Служба занятости) тоже пока сложно назвать оптимистичными. Как замечают в службе, в сентябре–октябре все еще наблюдается увеличение числа сокращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По состоянию же на 3 ноября до конца этого года петербургские работодатели планируют расстаться с 9534 работниками. Всего с начала года, по данным Службы занятости, с петербургских предприятий уволены 26 148 человек. "В целом в течение всего года в каждый период времени (месяц или квартал) число зарегистрированных безработных будет несколько выше, чем в 2014 году, потому что эти цифры отражают экономическую ситуацию в городе и в стране в целом", — поясняют в службе.
Впрочем, однозначно негативно трактовать эти цифры в Службе занятости отказываются: "Цифра 9534 человек — это предполагаемые к увольнению до конца года. И это не означает, что будет уволено именно столько. Эта цифра может меняться. Причем часть из заявленных к высвобождению будут трудоустроены на те же предприятия (реструктуризация), выйдут на пенсию, уйдут по собственному желанию". Кроме того, эти цифры не вызывают панического беспокойства у чиновников еще и потому, что, по их словам, рынок труда Петербурга достаточно диверсифицирован. "Показатели не критичные, — замечают специалисты городской Службы занятости. — Увеличение числа сокращений по сравнению с прошлым годом происходит во многом из–за того, что несколько крупных организаций в связи с реорганизацией подали информацию о значительном количестве высвобождаемых сотрудников. При этом часть сотрудников после реорганизации будут трудоустроены на тех же предприятиях и фактически работы не лишатся".
Равные шансы
Мнения специалистов о том, насколько силен в нынешней ситуации на рынке труда положительный импульс, разделились. Вера Филатова, партнер рекрутинговой компании Antal Russia, уверенно говорит о положительном тренде.
"Именно сейчас большинство компаний планируют бюджет на следующий год, — уточняет она. — Сезонность не влияет на стратегические планы такого порядка. То, какие решения работодатели примут и по поводу уровня зарплат, и по количеству персонала, исходя из сегодняшних данных, повлияет на бизнес в следующем году".
Ольга Копылова, руководитель отделений по подбору персонала Kelly Services, также больше склоняется к мнению о стабильности текущей ситуации: "Основная волна оптимизаций прошла. Сейчас часть компаний планирует оставаться с существующей численностью, другая — думает набирать персонал и пересматривать заработную плату".
Однако и негативные тренды, сформировавшиеся за текущий год, также остаются в силе.
По словам Светланы Катаевой, управляющего партнера AVRIO Group Consulting, многие компании настолько напуганы кризисом, что еще долго будут вести себя сдержанно в вопросах увеличения штата или зарплат.
Все зависит от отрасли, уверена Ольга Копылова. Если в производстве товаров народного потребления, фармацевтике, ИТ все выглядит более–менее оптимистично, то во многих других отраслях все еще продолжаются сокращения и планы на будущее сдержанные, говорит она.
С коллегой соглашается Наталья Данина, руководитель проекта "Банк данных заработных плат HeadHunter": "Для тех компаний, кто говорит о расширении штата (а таковых не много, по нашим опросам), основным мотивом прежде всего будут являться новые проекты. А рост зарплат гигиенический (5–7%). И таких работодателей не больше трети".
Конечно, есть надежда, что нынешняя неоднозначная ситуация окажется переломной и в 2016 году, как отмечают рекрутеры Antal Russia, работодатели не будут сокращать персонал, а большинство даже поднимут зарплаты. Но все–таки пока шансы стать реальностью одинаковы как у положительного прогноза, так и у негативного.