Под "Черным квадратом" Казимира Малевича эксперты Третьяковской галереи нашли третью картину. Знаменитая картина нарисована поверх кубофутуристической и протосупрематической композиций. Авторы исследования также расшифровали надпись на полотне, оставленную художником. Она звучит как "Битва негров в темной пещере".
Под картиной "Черный квадрат" Казимира Малевича, которая экспонируется в Третьяковской галерее в Москве, обнаружили два цветных изображения. Как пояснила сотрудник отдела научной экспертизы галереи Екатерина Воронина, знаменитая картина нарисована поверх кубофутуристической и протосупрематической композиций.
Эксперт напомнила, что о существовании под авторской копией "Черного квадрата" Третьяковки еще одного изображения, известно давно, однако сейчас исследователи выяснили, что таких изображений два. "Первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под "Черным квадратом", цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция", — рассказала она телеканалу "Культура".
Так, в рентгеновских лучах на "Черном квадрате" хорошо видны очертания другой картины Казимира Малевича. Под микроскопом также заметно, что сквозь кракелюр "Черного квадрата" просвечивает другой красочный слой.
Также авторы исследования расшифровали надпись на "Черном квадрате", которую считают авторской. С наибольшей вероятностью на картине написано "Битва негров в темной пещере". Это, вероятно, аллюзия на полотно французского писателя и эксцентрика Альфонса Алле, написанное в 1882 году. Его картина называется "Битва негров в темной пещере глубокой ночью".
"У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: "н", "п", и даже "и" в некоторых текстах очень близки по написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово "Битва", вы все можете увидеть", — пояснила Воронина.
Объявление об этих открытиях было сделано во время международной конференции, посвященной 100-летию "Черного квадрата". Картина Малевича была впервые представлена в рамках тематического цикла для итоговой футуристической выставки "0,10". Она занимала главное место на выставке, демонстрируя потенциал супрематизма.