Петербургские автодилеры стараются избавиться от салонов на фоне падения рынка. Каждый третий автоцентр хотят продать или сдать в аренду. "Деловой Петербург" разбирался, кто из игроков авторынка решил продать свое имущество.
На фоне кризиса петербургские автодилеры начали активно искать покупателей на свои активы или арендаторов. Например, продается центр "Хонда Лиговский" площадью 3,2 тыс. м2. "В кризис монобрендовым дилерам сложно выживать, — поясняет генеральный директор центра Евгений Семенов. — Но если раньше центр смотрели другие дилеры под расширение, то сейчас интересантов почти нет".
Выставлен на продажу центр "Парк М" по продаже BMW, подконтрольный семье экс–главы "Спецстроя" Григория Нагинского. Свой центр "Хонда" хочет продать владелец дилера "Ральф" Юрий Жевнерчук, говорят участники рынка, хотя ранее в разговоре с "ДП" он это отрицал. Ищет арендатора центр Aurore Auto площадью 3,2 тыс. м2 на ул. Салова, откуда перехал Major Avto на Исполкомскую ул., выкупив там центр "Олимп" у Евгения Войтенкова. В поисках находится и дилер "Авто Гамма" на Кушелевской дороге. В компании, впрочем, говорят, что продолжают продавать и обслуживать машины. До сих пор не нашел новых арендаторов автоцентр в Купчино, который арендовала обанкротившаяся ГК "Лаура". Кроме того, по–прежнему ищут покупателей банки, которым достались центры, заложенные обанкротившимися дилерами. Как ранее сообщал "ДП", Сбербанк пытается сбыть BMW и Volkswagen Петра Тиньгаева, а Альфа–Банк обращался к дилерам с предложениями выкупить автоцентр Hyundai, принадлежавший ГК "Лаура".
Решили вопросы
Есть и удачливые дилеры, которым удалось реализовать свое имущество или найти способы его эффективного использования.
ГК "
Мега Авто
" продала помещение в 1 тыс. м2 на первом этаже БЦ на пр. Медиков, 8, где располагались административные офисы компании, оставив за собой отдельно стоящий дилерский центр марки. Стоимость проданной недвижимости оценивается в 75–90 млн рублей.
В холдинге пояснили, что управляющую компанию переместили в дилерский центр, а избыточные площади продали, чтобы снизить кредитную нагрузку.
В центре на пр. Науки, где московская ГК "Автомир" продавала машины GM, теперь расположатся магазин и ресторан.
Сдал в аренду часть площадей и центр "Свид Мобиль" на Приморском шоссе, принадлежащий ГК "Пионер", под создание двухуровневого шоу–рума для продажи квартир. Генеральный директор "Аларм Моторс" Роман Слуцкий закрыл центр Peugeot на Петроградской стороне. По информации "ДП", он ведет переговоры о сдаче его в аренду одной из продуктовых сетей.
Еда вместо машин
Вскоре продаваться будет каждый третий салон, прогнозирует руководитель "Университета продаж" Виталий Новиков. "Это коснется игроков с высокой кредитной нагрузкой, которые через продажу активов захотят выйти из бизнеса, в том числе и монобрендов, а также дилеров резко упавших в продажах импортных машин", — поясняет он.
Объем продаж автомобилей в Петербурге за январь–октябрь сократился на 34% к тем же месяцам 2014 года, до 101,4 тыс. машин. В Петербурге работает не меньше трех десятков официальных автодилеров и более 150 автосалонов.
Эксперты "
Автостата
" подсчитали, что в целом по России в 2015 году закрылось около 200 и осталось 3,8 тыс. центров. Николай Антонов, генеральный директор УК PROFMAN, говорит, что бывшие центры могут занять продуктовые гипермаркеты, например "Пятерочка" или "Дикси". "Они будут выступать в качестве якорных арендаторов, в дополнение к ним там же могут быть открыты торговые точки районного формата, например дома быта", — отмечает эксперт.
Такие объекты могут быть интересны дилерам элитных марок, которые не чувствуют падения спроса, например Porsche, Jaguar, считает эксперт Maris Мария Сиротникова. По ее словам, автосалоны, как правило, расположены в хороших проездных местах и на первой линии. Их местоположение выгодно также для ресторанов. А вот земельный участок под центром и его локация могут быть интересны компаниям, которые планируют построить гостиницу, бизнес–центр или жилье.
“
Автоцентры — специфичные объекты, перепрофилировать их непросто. Но некоторые дилеры хотят улучшить локацию и присматриваются к предложениям, поэтому сделки купли–продажи возможны. Предложений действительно стало больше, так как ситуация нестабильна и многие хотят выйти из бизнеса. В перспективе тенденция такова: финансовые структуры будут владеть недвижимостью и сдавать ее в аренду дилерским компаниям, которым не придется строить центр с нуля при получении франшизы. Что снизит для дилеров стоимость входа в бизнес. Предпосылки для этого есть: ряд салонов отошел банкам за долги. Кроме того, ставка аренды автоцентров упала в 2–3 раза.
Владислав Рыдаев
Генеральный Директор ГК "Терра Авто"
“
Арендаторов сейчас находят те собственники, которые сдают помещения за реальные деньги, обычно приходится сдавать в 2 раза дешевле, чем раньше, и на короткие сроки. Тогда приходят небольшие компании, например салоны по продаже б / у машин. В целом рынок стоит. Есть интересные предложения, но у бизнеса сейчас нет лишних денег и нет понимания того, что можно разместить в бывших дилерских центрах. Но можно отметить всплеск спроса на аренду мелких мастерских. Люди пытаются инвестировать в такие мастерские, надеясь хоть что–то заработать. Но могу сказать по опыту, что через некоторое время такой бизнес чаще всего закрывается.
Игорь Седов
директор по развитию ГК "Аксель"