Петербургские турфирмы стоически восприняли запрет на поездки в Турцию и даже демонстрируют неожиданный оптимизм. Туристы, по мнению специалистов, тоже не останутся без отдыха, даже в условиях остановки продаж туров по двум основным направлениям.
Две недели назад, когда депутаты от КПРФ выступили с предложением запретить наряду с Египтом полеты в Турцию и Тунис, туроператоры восприняли эту новость как шутку. Участники рынка говорили о том, что такое едва ли возможно. Но 24 ноября эта инициатива частично стала реальностью из-за сбитого на сирийско-турецкой границе российского истребителя. МИД России в тот же день сообщил, что не рекомендует российским гражданам посещать Турцию. Следом и на сайте Ростуризма появилась информация о том, что ведомство считает недопустимым оказание услуг по организации путешествий российских туристов в Турецкую Республику. Туроператоры "Натали Турс" и "Библио Глобус" в тот же день сообщили о приостановке продаж туров в Турцию.
Наиболее популярные у российских туристов направления в I полугодии 2015 года
Источник: russiatourism.ru
Таким образом, российская туристическая отрасль вынуждена распрощаться уже со вторым направлением массового туризма. Турция и Египет на протяжении нескольких лет занимали первые строчки в списках самых популярных среди российских туристов стран. В то время как спрос на другие направления снижался из-за падения рубля, эти страны почти не утратили своих позиций. В 2013 году Турцию посетили 3078563 российских туриста, в 2014-м даже больше — 3278405, а за первое полугодие текущего года — 1031525, по подсчетам северо-западного отделения Российского союза туриндустрии около 250 000 из них — петербуржцы.
Популярность Турции среди российских туристов
Источник: russiatourism.ru
Но несмотря на заявления АТОР о том, что, если запрет продлится более 2-3 месяцев, туристический бизнес потеряет миллионы долларов, представители туристических компаний Петербурга демонстрируют неожиданный оптимизм.
Массовое поражение
Туроператоры, отказавшиеся от работы с чартерными программами и массовыми направлениями после запрета полетов на Египет, лишь утвердились в правильности своего решения работать с регулярными рейсами и выбирать для отправки туристов менее тривиальные направления. Но ситуация с Турцией может затронуть и такие компании. Аэропорт имени Ататюрка в Стамбуле — один из крупнейших стыковочных аэропортов, и множество рейсов по экзотическим направлениям туроператоры бронировали у компании Тurkish Airlines.
"Мы всегда рассматривали как Тurkish Airlines как основного партнера для работы с дальнемагистральными направлениями. Если говорить о Петербурге, то компания составляет серьезную конкуренцию Emirates. Сейчас на даты новогодних праздников у нас забронировано четыре группы, это около 66 кресел, и мы стоим пред выбором. С одной стороны, авиакомпания пока не получала никаких рекомендаций относительно изменения или приостановки работы. С другой — дело здесь не только в деньгах, но и в людях и их безопасности. Скорее всего, мы будем вынуждены пересадить их на рейсы других авиакомпаний", — рассказывает директор туристической компании "Питертур" Большакова Юлия.
Уходите на здоровье
Тем не менее, основной удар придется на тех туроператоров, для которых Турция и Египет были основными направлениями. Им тяжело будет переориентироваться на продажу туров по другим направлениям, считают эксперты. Те же, кто изначально предлагал экзотические направления, сейчас окажутся в максимально выигрышном положении из-за возможности предлагать альтернативы, считают специалисты.
Главная проблема для агентств и туроператоров, активно продававших путевки в Турцию, заключается в том, что в соответствии с рекомендациями Ростуризма они должны будут вернуть туристам деньги за приобретенные туры. Фактически это означает, что туроператорам опять придется нести двойные потери: отели и билеты уже проплачены, а клиентам необходимо возвращать средства или предлагать альтернативы и, опять же, заново в таком случае оплачивать отдых туристов.
Агентства же в этой ситуации также будут вынуждены вернуть туристам и сумму их агентского вознаграждения. А так как это единственный источник дохода для турагентств, многие будут вынуждены прекратить деятельность.
"К весне мы не досчитаемся многих агентств. Думаю, как минимум четверти от того, что есть сейчас. С другой стороны, уйдут, скорее всего, не очень профессиональные агентства и те, кто предлагал сумасшедшие скидки, демпинговал. Есть такие агентства, которые при комиссии в 10% предлагают туристам скидки в 8-9%. При отсутствии массовых направлений, они, скорее всего, не выживут. Но благодаря этому рынок станет более профессиональным, более здоровым, в какой-то степени — более элитным", — объясняет Ирина Семенова, представитель Альянса туристических агентств в Северо-Западном регионе.
Курорт на замену
Тот факт, что Турция попала под запрет в самом конце сезона, несомненно делает ситуацию менее драматичной. Количество туристов, находящихся сейчас в стране, не превышает, по оценкам РСТ, 10 тысяч человек, в основном это те, кто согласился заменить Турцией запрещенный ранее Египет.
А продажи же летних направлений начнутся в январе-феврале, до этого времени, уверены участники рынка, политическая ситуация вряд ли сильно изменится, но туроператоры, скорее всего, смогут усилить продажи альтернативных направлений.
"Турция — самое популярное направление для летнего отдыха, но в прошлом году отлично продавалась Греция. Болгария, Черногория, Хорватия — тоже могут стать достойной заменой в новом летнем сезоне", — говорит Ирина Семенова.
Если говорить о зимнем сезоне, то в условиях запрета на поездки в Египет и Турцию, которая на время стала хоть и сомнительной, но все-таки альтернативой, заменить популярные направления смогут уже знакомые русским туристам регионы Юго-Восточной Азии или арабские страны.
"Популярными и даже массовыми, при условии создания выгодных условий для сотрудничества, направлениями могут стать ОАЭ, Израиль, возможно — Иордания. Если говорить о Юго-Восточной Азии, то в этом случае около 50% стоимости составляет перелет, и здесь как бы принимающие туристические компании ни старались снизить стоимость наземного обслуживания, цена все равно будет достаточно высокой", — говорит пресс-секретарь Северо-западного отделения Российского союза туриндустрии Павел Румянцев.
С ним не согласна Ирина Семенова, она считает, что разница в цене и длительности перелета не сыграет существенной роли при принятии туристами решения об отдыхе в зимнее время. И в качестве альтернативы они вполне могут предпочесть именно азиатские направления: Индию (Гоа), Таиланд, Шри-Ланку и Вьетнам. Она также отмечает, что продажи по этим направлениям уже идут очень активно. Это наглядно подтверждают системы бронирования на сайтах туроператоров: на ближайшие даты мест уже нет.
В РСТ также говорят о том, что поиск новых перспективных и качественных мест для отдыха ведется постоянно, конечно, не факт, что эти поиски выльются в появление нового массового направления.
Анна Подгорная, директор по маркетингу и PR туристической компании "Пегас Туристик", говорит, что заменить Турцию и Египет в данный момент будет сложно, но альтернативными направлениями могут стать ОАЭ, ГОА, Израиль. А о летнем сезоне, по ее мнению, говорить сейчас рано.