С наступлением зимы и идущими с ней рука об руку простудными и инфекционными заболеваниями для работодателей, как никогда, становится актуальным вопрос здоровья сотрудников, ведь на носу конец года, не время болеть. "ДП" выяснил, как в компаниях относятся к тем, кто переносит недуг на ногах, то есть болеет без отрыва от производства.
"Отсутствие сотрудников по болезни — это один из показателей, по которым мы измеряем эффективность нашей работы, — рассказывает Елена Королева, HR–директор UPS в России. — По внутренней статистике, отсутствие по болезни составляет 1–2,5% от общего рабочего времени в зависимости от времени года. Это вполне приемлемый для компании, естественный уровень". В Work Service рассказывают, что из 130 сотрудников в год болеют только 3–5%, из них отлеживаются дома лишь 2%, больничный лист берет 1%. "Как мы видим, большинство сотрудников российских компаний, увы, переносят заболевания на ногах и героически ходят на работу", — говорит Бэлла Шараева, тренинг–менеджер этой компании.
Людмила Шустерова, директор по стратегическому развитию BDO Unicon Outsourcing, рассказывает, что средняя продолжительность больничного на одного человека в год в ее компании составляет 3,5 дня. Это легко объяснить: почти все опрошенные "ДП" работодатели ответили, что нормально относятся к тому, что сотрудник болеет 1–3 дня, работая из дома, а если болезнь затягивается, то берет больничный и перестает работать. Соответственно, не все болеющие сотрудники попадают в официальную статистику. По документам они хоть и дома, но на работе. Есть, конечно, и те, кто работает, несмотря на температуру и насморк, из офиса. Они до последнего стараются обойтись без больничного. У такого геройства есть несколько причин, среди которых нежелание выпадать из рабочего процесса, излишний трудоголизм, чувство ответственности, когда сложно переложить свои обязанности на кого–то из коллег, и главное, боязнь потерять работу и разгневать работодателя. Между тем работодатель не всегда рад больному работнику, пусть и выполняющему свои обязанности.
С глаз долой
"В нашей компании есть строгое правило — не приходить в офис при гриппе и ОРВИ, чтобы не распространять инфекцию среди остальных. Сотрудники остаются дома, но работать удаленно, как правило, продолжают все, причем по своей инициативе", — рассказывает Ольга Демидова, управляющий партнер рекрутинговой компании RichartsMeyer. Она объясняет, что больничный сотрудники берут не всегда, в основном ограничиваются одним днем, если, конечно, речь не идет о серьезном заболевании. Остаться дома без больничного можно на 2–3 дня. "Работать в офисе в больном состоянии недопустимо. Мы стараемся отслеживать таких энтузиастов и выгонять их лечиться на 2 дня домой без больничного, чтобы не заражать коллег. Из дома они решают только критичные задачи, если это позволяет здоровье", — рассказывает Елена Крачковская, руководитель административного отдела ГК "ХОСТ". Ирина Ерохина, CEO компании Localway, напротив, не считает "офис на диване" выходом из положения: "Лично я не поддерживаю работу из дома при болезни, поскольку знаю, что эффективность такого сотрудника часто стремится к нулю. Лучше взять больничный, отлежаться несколько дней и с новыми силами взяться за работу, чем постоянно болеть и работать, не выздоравливая".
"Я убежден, что заболевший человек, работающий из дома или офиса, справляется со своими задачами не очень хорошо. Поэтому у нас люди либо работают, либо лечатся дома и, соответственно, не работают. Простуженных я сам отправляю домой лечиться", — поддерживает коллегу Александр Альперович, генеральный директор детского издательства Clever.
"Если сотрудник заболел, мы рекомендуем взять больничный. Сотрудники заинтересованы в работе, поэтому при легком недомогании по соглашению сторон оформляется отпуск без сохранения заработной платы на 1–2 дня", — рассказывает начальник отдела кадров СК "МАКС" Оксана Фомина о том, как еще можно обойтись без больничных.
Горячая кровь
"У нас не принято геройствовать и ходить на работу во время болезни. К тому же простуженные или недолечившиеся коллеги могут заразить других, — резонно напоминает генеральный директор PR Partner Инна Алексеева. — Что интересно: чем моложе сотрудник, тем чаще его тянет на такие подвиги. С возрастом люди больше начинают ценить собственное здоровье и здоровье окружающих".
"Болеть на работе безответственно, — считает Алексей Петропольский, генеральный директор юридической компании URVISTA. — Мы не допускаем, чтобы наши сотрудники болели на рабочих местах: тогда и здоровые могут заразиться". Правда, если сотрудник часто берет больничные, говорит эксперт, в его компании ставится вопрос об увольнении такого неээфективного сотрудника.
Но ситуации бывают разные, и иногда срочный дедлайн заставляет работать удаленно. Анна Палехова, руководитель отдела подбора рекрутинговой компании iChar, рассказывает, что в сезон простуд ее сотрудники болеют часто, но в компании относятся к этому без формализма и не обязывают рекрутеров брать больничный.
"Стремление работать даже в период болезни говорит о высокой мотивации сотрудников, о том, что они болеют за свое дело, за своих клиентов и что они трудоголики", — уверена Анна. Ани Багдасарян, директор по развитию Promokodabra, тоже считает, что излишне работящий сотрудник — это скорее хорошо, чем плохо: "Если сотрудник, несмотря на болезнь, продолжает работать, это говорит о многих его положительных качествах, таких как добросовестность, целеустремленность, преданность своему делу. Такие люди, как правило, на вес золота".
Подытожить такие разные мнения удалось эксперту портала Job.ru Анне Чуксеевой: "По нашим замерам, практически каждый второй специалист предпочел бы работать из дома, нежели оформлять больничный. Для сотрудника несомненный плюс — иметь возможность поработать из дома на больничном. Для работодателя же это вопрос спорный. Прежде всего потому, что простуженный сотрудник на рабочем месте малоэффективен и заражает коллег. При этом и дома он не может отдохнуть, как следует вылечиться и в итоге растягивает свой больничный".
Выходит, сотруднику экономически выгодно болеть на работе или дома, но без больничного. Он все равно вынужден будет вовлекаться в рабочие процессы, так лучше это делать за заработную плату. Работодатель же, с одной стороны, тоже рад — человек продолжает работать, несмотря на хворь, но с другой — на самом деле болеющий работник малоэффективен, а кроме того, оставаясь в больном состоянии на работе, он заражает других сотрудников.