Dp.ru составил список главных ухищрений, знание которых поможет предпринимателю победить в конкурсе на госзаказы. Объем рынка таких работ в Петербурге — до 200 млрд рублей в год, и в кризис контракты за счет казны становятся ценными вдвойне.
В кризис подрядчики начинают все активнее и активнее участвовать в конкурсах на госзакупки. Некоторые компании давно сидят "на игле" госзаказа, полностью зависят от подрядов Смольного и не готовы отдать ни копейки конкурентам. Другие только начинают претендовать на деньги из бюджета города, чтобы возместить недостаток коммерческих заказов.
Dp.ru подготовил подборку ухищрений, к которым прибегает бизнес, чтобы заполучить желанный контракт.
В этом году в России уже заключили государственные контракты на 4,43 трлн рублей. Из них до 200 млрд рублей ежегодно приходится на Петербург. На сегодня заключены контракты более чем на 100 млрд рублей.
Госзаказ в России за 2015 г. (по данным zakupki.gov.ru)
Читайте также:
Госзаказ
Как бороться с "киллерами госзаказа"
10 ухищрений подрядчиков, которые хотят получить госзаказ
1. Лучший способ победить — ни с кем не соревноваться. Для решения этой задачи есть несколько способов, но самый популярный из них — позвать в соперники дружественную компанию. Она подает заявку с заведомо проигрышным предложением и проигрывает. Если этой компании не будет, окажется, что в конкурсе только один участник, а контракт с единственным поставщиком нужно согласовывать с комитетом финансов, и это усложняет ситуацию.
2. Избежать нежелательных конкурентов можно и с помощью договоренности с заказчиком. В таком случае конкуренты не проходят предквалификационный отбор. В многостраничных томах с заявками заказчик всегда может найти причину для отказа, было бы желание. В итоге в финал попадают только те подрядчики, которые заранее обсудили перспективы с заказчиком.
3. Чтобы отсечь многочисленный малый и средний бизнес от госзаказа, нужно объединить лот с другими аналогичными. Как правило, так поступают с однотипными работами в разных районах Петербурга. Вместо того чтобы распределять работы небольшими подрядами стоимостью ниже 100 млн рублей, несколько районов объединяют между собой. Небольшие компании не могут претендовать на большие подряды стоимостью под полмиллиарда, поскольку у них формально не хватает опыта. На самом деле у них есть нужный опыт, и его хватило бы, чтобы выполнить работы за 100 млн рублей.
4. Крупный бизнес тоже иногда сталкивается с недостатком нужного опыта, но эта проблема решаемая. Владельцы компании направляют документы о том, что якобы работали на том или ином объекте, хотя никогда там не появлялись. Документы им помогает подготовить генподрядчик этого объекта. Объект, как правило, выбирается где-нибудь подальше, на другом краю страны. Но если копнуть глубже, легко выясняется, что компания никогда там не работала. Если бы чиновники запрашивали все, что имеют право запросить в таком случае: фотосъемку процесса работ, акты КС-14 (с печатями и детальной разбивкой по всем субподрядчикам), смету и прочее, — подтвердить наличие опыта было бы невозможно. Однако по неизвестной причине чиновники зачастую ограничиваются бумагой от генподрядчика с другого края страны, который утверждает, что данная компания у него работала.
5. Не секрет, что победить в конкурсе на госзаказ без помощи сторонних юристов практически невозможно. Объем рынка таких услуг оценивается в 4 млрд рублей, так что можно сказать, что они достаточно востребованы. Как правило, юрист, который специализируется на этих услугах, хорошо знает и подводные камни конкурсной документации, и то, как их обойти.
6. Заполняя заявку на конкурс, нужно быть внимательным к цифрам. Точнее супервнимательным. Обычной внимательности будет недостаточно, поскольку часто от подрядчика требуется указывать одни и те же значения, но по-разному. Например, на одной странице документации требуется указать размер труб в сантиметрах, на другой — в метрах, на третьей — так, чтобы показатель был между цифрами 200 и 300.
7. Разговор по душам с заказчиком — следующий этап конкурса. Он наступает, если победу одержала компания, которую на конкурсе никто не ждал, так называемый "новичок". Разговор проходит, конечно, в неофициальной обстановке. Во время беседы компании предлагают поработать на субподряде у "старичков", а дальше — как пойдет. Сначала поясняют причины, мол, сложно работать новичку на больших и ответственных работах. Если подрядчик начинает возражать, что уже не раз работал на подобных объектах по коммерческим заказам, ему поясняют, что всякое бывает — ежедневные проверки прокуратуры, претензии жителей, жалобы, пристальный контроль — и не каждый подрядчик все это выдержит. И ведь не обманывают. Так что стоит как следует подумать насчет генподряда.
8. Скидывать или не скидывать цену — вот в чем вопрос. Заказчик — один из комитетов Смольного — обычно назначает максимальную цену, которая имеется в бюджете. Подрядчик — претендент на контракт — предлагает свою цену. Предполагается, что она должна быть ниже, причем значительно, где-то на 10%, например. Чем ниже цена, тем больше шансов на победу. Но это — по логике. А на практике подрядчиков, которые скинули цену на 10-15%, зачастую просто не допускают к конкурсам, чтобы не мешали выигрывать "правильным компаниям". Так что скидка на 10% далеко не всегда помогает выиграть. Опять же, зачем скидывать 10%, они же еще могут пригодиться кому-то из тех, кто имеет отношение к контракту.
9. Если ничего не помогло, главный инструмент борьбы за подряд — жалобы в антимонопольную службу. Во-первых, пока антимонопольщики рассматривают жалобу, конкурс замораживается и тянется время. Во-вторых, можно договориться о некотором вознаграждении за отзыв жалобы, что окупит моральные и прочие затраты. В-третьих, в конце концов, порой с помощью жалобы можно добиться справедливости и все-таки попасть на конкурс, на который подрядчика не пускают. Впрочем, последнее происходит довольно редко.
10. Победа в конкурсе — это еще не 100% успеха, ведь заказчик может расторгнуть контракт с подрядчиком в любой момент, особенно если изначально подрядчик заказчику не полюбился. Самая популярная причина расторжения — несоблюдение сроков работ. Причем строго соблюдают сроки единицы, а выбор, на какие нарушения закрывать глаза, а на какие — нет, делает исключительно сам заказчик. После расторжения контракта подрядчика могут добавить в реестр недобросовестных поставщиков, и тогда он 2 года не сможет претендовать на бюджетные деньги. Так что путь государственных подрядчиков тернист и полон компромиссов.
Петербургские компании-лидеры госзаказа в 2015 году (в млрд рублей)
Источник: zakupki.gov.ru