Чем петербургская культура потребления отличается от московской

Петербург сильно отличается от Москвы культурой потребления. Потребитель в СЗФО ставит на качество, а в остальной России гонится за ценой. Глава фирмы "Крепс" Тимофей Горбун - о том, как петербургским компаниям воспитать клиентов из других регионов.

Сегодня каждый четвертый мешок строительных смесей, продаваемых на рынке Петербурга, — это "Крепс". Если говорить о России, то только здесь, в Петербурге, мы и могли появиться. Политика компании — как в анекдоте: "Не жалейте заварки". Никакой экономии на качестве, а значит, и цену ниже плинтуса дать не можем. В Петербурге потребитель понимает: когда речь идет о стройматериалах, надо смотреть на перспективу. А это с нашим менталитетом ох как не просто. То ли дело с продуктами — купил колбасу за 100 рублей и за 300, откусил, и сразу понятно, какая из них сделана из мяса, а какая из картона. А теперь возьми клей для плитки. Какая разница, дорогой или дешевый — клеит одинаково. Вроде держится… Вот в этом "вроде" и есть разница: просто через год одна отвалится, а другая останется на стене. Поди расскажи об этом нашему человеку, который дальше своего месячного аванса и не загадывает. Почему я говорю, что Петербург в этом смысле отличается. Здесь культура потребления другая. Вспомним, например, большие сети родом из Северной столицы: "Лента", "О’Кей", "Пятерочка". Если сравнивать с Москвой, то там в основном либо оптовые рынки, либо крупные западные игроки, наших крайне мало. А ведь это совсем другая культура потребления: у наших ретейлеров покупать приятнее, удобнее, продукт качественнее, но цена выше. Мы сейчас помимо Питера работаем в Москве и на Урале и четко ощутили, что потребитель в СЗФО ставит на качество, а в других регионах гонится за ценой.
Что делать? С точки зрения воспитания клиента — приучать, объяснять, что, когда речь идет о строительстве, надо смотреть чуть дальше. У нас на самом деле такая история с покупателями во многом из–за гибели системы профтехобразования: ремонтников профессиональных крайне мало. В Европе, в отличие от России, есть большое уважение к ремеслу. Там, чтобы стать плиточником, надо 3 года учиться. А у нас сколько? Да нисколько. Кто у плиточника будет требовать диплом… Мы в "Крепсе" с этим боремся как можем, канал даже свой запустили на Youtube — уроки для тех, у кого руки из плеч. С точки зрения производителя, надо договариваться со всеми игроками отрасли о правилах игры, обязательных составляющих продукта, внедрять ГОСТы. Мы этим занялись пару лет назад, создав Союз строительных смесей. Все крупные участники рынка вступили в него, и могу сказать, что сейчас он переживает ренессанс. Вообще, сам союз — отличный пример зарождения гражданского общества в стране.
Если о нынешнем периоде говорить, кризис, конечно, ощутим — как иначе с нашими–то импортными ингредиентами. Себестоимость выросла, а цены никто радикально не поднял — опасаемся, бережем долю. Наша стратегия сейчас — повышать эффективность. Продолжаем инвестировать — запускаем долгожданный завод, дополнительно автоматизировали производство в Петербурге. Еще пара лет — и производительность труда будет как в Германии. С азартом участвуем в естественном отборе. Сильные станут еще сильнее, а слабые отправятся на свалку бизнес–моделей.