Мишель Обама читает рэп, чтобы заинтересовать американских школьников учебой, а Дмитрий Медведев выступает с чтением "Войны и мира". На первый взгляд, это должно подчеркивать культурную пропасть, но на самом деле Медведев скучен, а Мишель Обама — нет.
Так совпало, что в одно и то же время в сети появились два видеозаписи, с двух берегов океана — Мишель Обама прочитала рэп, а Дмитрий Медведев прочитал отрывок из "Войны и мира".
Сочетание этих двух заголовков — совершенно. Первые лица двух оппонирующих держав (Мишель Обама — первая леди США, Дмитрий Медведев — премьер-министр) читают. И вот в США это рэп, в России — одно из лучших классических произведений в мировой истории, написанное великим русским писателем. Ни один национал-патриот не сможет добавить к этому просто ничего.
По идее, нам бы всем нужно исполниться чувством высокодуховного превосходства. Где "Война и мир", а где речитатив в смешных штанах. Да между нами культурная пропасть, это же ясно как божий день.
Оба чтеца, между тем, выступили в рамках проектов, а не то чтобы им вдруг захотелось на сцену. Мишель Обама читает (не одна, а с коллективом Gregory Brothers) довольно дурацкий текст с призывом "Поступай в колледж". Если, мол, будешь учиться, то сможешь стать астронавтом, или ученым, или пилотом, или астрономом, строить роботов, да просто зарабатывать, так что поступай в колледж, и жизнь обретет смысл. Это ее программа Reach Higher по помощи молодежи в поступлении в учебные заведения. У Дмитрия Медведева это проект "Война и мир. Читаем роман", проект государственный, запущенный Роспечатью и ВГТРК. По замыслу организаторов, разные известные и неизвестные люди, числом около 1300 человек, должны прочитать отрывки романа "из разных уголков России и зарубежья, с атомного ледокола, с озера Байкал, с орбитальной космической станции".
Идея одна и та же — привлечь молодежь к учебе, к познанию, но интересна разница подходов. Американского школьника из гетто на каком-то самом тупом уровне, даже с субтитрами, напрямую убеждают учиться, чтобы в будущем заниматься разными интересными вещами. До российского школьника эту идею доносят замысловатым путем. Она вообще нуждается в расшифровке: когда проект запускался, глава Роспечати Михаил Сеславинский объяснял, что задача проекта — приобщить литературу XIX века к современному виртуальному миру. "Подростка нужно заинтересовать, — говорил он "Российской газете". — Для этого должен быть какой-то экшн, должны быть какие-то моральные авторитеты" из числа "и тех людей, которых он видит на телевизионном экране". Ну то есть считается, что подросток должен как-то сам вдохновиться и сделать вывод, что если Дмитрий Медведев читает "Войну и мир", то и он, прочитав роман, сможет стать премьер-министром. Наверное. Связь тут настолько зыбкая, что приходится догадываться, тем более что премьер спотыкается по тексту, как будто для него это такая же обязаловка, как для старшеклассника.
Понятно, почему Дмитрий Медведев выбрал именно тот отрывок, который выбрал: в нем говорится о радостном духе, который обуял петербургское общество от известия о победе, и некоторые даже говорят о пленении и низложении Наполеона. Хотя упоминаются и русские потери, главная радость придворных заключается в том, что известие "пришлось именно в день рождения государя". Аналогии более чем прозрачны, конечно же, это сравнение с тем, что происходит в российском обществе сегодня, только вместо Франции у нас США, но большинство тоже "признает победу совершенною" и ждет скорого низложения Барака Обамы.
Медведев благоразумно прерывается на похвалах князя Василия в адрес Кутузова. А в следующих абзацах говорится о том, что Наполеон занял Москву, и тот же князь Василий стал называть Кутузова "слепым и развратным стариком"; в этом красноречивом умолчании тоже можно разглядеть подтекст. Впрочем, как всем известно, в итоге Наполеон был таки разбит.
Политический посыл — да; но если премьер-министр хотел поговорить с подростками на их языке, то это ему вряд ли удалось. Сложно представить себе менее привлекательный для подростка "экшн", чем академически серьезный мужик в пиджаке на фоне книжного шкафа. Это скучно и совсем не круто. Круто было бы, если бы Медведев, например, сыграл Пьера Безухова в постановке какой-нибудь сцены из "Войны и мира", желательно батальной. Проект стартовал 8 декабря, а сегодня Дмитрий Медведев читает вдруг три абзаца из четвертого тома; даже если за это время успели прочесть предыдущие три, ни один подросток все это в правильной последовательности не посмотрел. Какая-то Анна Павловна с каким-то князем Василием радуются победе Кутузова над Наполеоном, и это все, что он более-менее понимает.
Поэтому проект не для подростков, а для Михаила Сеславинского, который сможет с гордостью сказать: вот какую масштабную и красивую штуку мы сделали, сразу видно — сверхдержава. Смысл в демонстрации всеобъемлющего проникновения русской культуры повсюду, от морского дна до космического вакуума. Ощущение общего величия создать, наверное, получится, но вот причастность к этому обыкновенного школьника, его персональная роль остается непроясненной, и связь между учебой и жизненными достижениями не просматривается. Ему достаточно понять, что в день рождения государя все должны радоваться победам над врагами.
Поэтому проект не для подростков, а для Михаила Сеславинского, который сможет с гордостью сказать: вот какую масштабную и красивую штуку мы сделали, сразу видно — сверхдержава. Смысл в демонстрации всеобъемлющего проникновения русской культуры повсюду, от морского дна до космического вакуума. Ощущение общего величия создать, наверное, получится, но вот причастность к этому обыкновенного школьника, его персональная роль остается непроясненной, и связь между учебой и жизненными достижениями не просматривается. Ему достаточно понять, что в день рождения государя все должны радоваться победам над врагами.
Зато проект соответствует стилю официальной пропаганды, бессмысленной, но красочной: установить флаг на дне океана под Северным полюсом, выложить мелкими камушками портрет Ленина высотой в километр на склоне горы, собрать в одном месте 10 млн человек с российскими флагами, и все непременно в прямом эфире.