В Петербурге закрылась сеть по продаже меда "Пчелкин мед". Эксперты связывают это с неэффективным управлением и кризисом.
По данным нескольких участников рынка, сеть магазинов "Пчелкин мед" в течение 2015 года закрыла все свои 20 торговых точек. В настоящее время в Петербурге еще осталось несколько магазинов с вывеской "Пчелкин мед", но сейчас в них арендуют помещения другие компании.
Оборот сети, по данным экспертов, в лучшие годы составлял до 90 млн рублей в год. "Пчелкин мед" занимал около четверти рынка в сегменте специализированных магазинов по продаже меда.
После ухода этого игрока самой большой сетью остается "Медок" со своими 35 магазинами. Остальную долю занимают отдельные медовые магазины, а также сети "Медторг", "Град медов", "Пчеловодство". Все эти игроки могут занять опустевшую после закрытия "Пчелкина меда" нишу.
По разным оценкам, потребление меда в Петербурге стабильно и составляет в денежном выражении около 1,5 млрд рублей в год. Из них примерно 40% продаж приходится на рынки и ярмарки, 25% — на специализированные магазины и еще 35% — на торговые сети.
Сеть "Пчелкин мед" развивали предприниматель Михаил Щукин и его партнер. Сам Михаил Щукин вышел из бизнеса более полутора лет назад. От комментариев предприниматель отказался.
По оценкам участников рынка, магазины закрылись по целому ряду причин. В частности, компания вкладывала в оформление самих магазинов много средств, а кроме того, бизнес задушила высокая аренда. По мнению Михаила Щукина, главные моменты, которые нужно учитывать при открытии торговых точек, — это место (желательно, чтобы у него была высокая проходимость), качество продукта и наличие грамотных управленцев.
Объемы продаж меда в настоящее время снижаются во всех специализированных магазинах, поскольку, как говорят эксперты рынка, мед — не предмет первой необходимости.
Руководитель компании "
Медовый дом
" Антон Георгиев отмечает, что в настоящее время общая беда магазинов по продаже меда заключается в высоких арендных ставках, высоких наценках на продукцию и небольшом потоке покупателей. Началась эта тенденция около 2 лет назад. Поэтому эксперт считает развитие собственной торговой сети в нынешних условиях бесперспективным. По мнению Антона Георгиева, продажа меда через торговые сети более перспективна.
При этом Вали Рассулиони, руководитель сети "Медторг", отмечает, что продажи падают даже в точках "Медторг", открытых в крупных торговых центрах "Мега".
С этим согласен Роман Орисик, учредитель компании "Медомания", который тоже считает, что не только медовые, но и другие мономагазины будут неуклонно уступать место сетевому ретейлу. Серьезную конкуренцию специализированным магазинам составляют продавцы меда на рынках и ярмарках, где продукцию можно купить по более низкой цене.
Руководитель сети магазинов "Медок" Сергей Руденко сообщил, что войти в торговые сети у компании не получилось. Он считает, что развивать торговлю можно, только когда у предпринимателя есть собственное производство, как у его сети. "Однако мы работаем на грани рентабельности, поскольку себестоимость продукции растет, а цены мы слегка понизили, чтобы привлечь клиентов", — сетует Сергей Руденко.