В скором времени в России начнутся избирательные кампании в Госдуму и региональные парламенты. Будущие кандидаты уже начинают планировать свои действия, а политтехнологи рассчитывают бюджеты. Большинство экспертов сходятся на том, что толковые выборы в Законодательное собрание обойдутся претенденту в 30-50 млн рублей, в Госдуму — вдвое дороже. Оппозиционерам придется потратить больше.
В наступающем 2016 году Петербург ждут выборы в Законодательное собрание города, а вдобавок вся страна будет выбирать еще и депутатов Госдумы. Пора планировать предвыборные кампании, потихоньку набирать штабы и волонтеров. Это все стоит денег, и немаленьких. Разброс оценок при этом у потенциальных кандидатов весьма значителен.
Например, по оценке депутата Законодательного собрания Сергея Шатуновского избирательная кампания в городской парламент стоит от 30 млн до 50 млн рублей. При этом действующие депутаты находятся в гораздо более выгодном положении, чем избирающиеся впервые. "Во время агитации парламентарий может указывать на бюджетную поправку, которую он подавал в бюджет. Если он тратил силы и время, выбивая деньги для своего округа, то, конечно, ему будет проще убедить проголосовать за себя, — рассуждает Сергей Шатуновский. — Но надо и реальные деньги будет потратить — на создание штаба, на агитаторов и тех, кто будет в поле работать. Если в штабе 10 человек работают, то это уже около 500 тыс. рублей только на зарплату в месяц надо. В целом кампания стоит от 30 млн до 50 млн рублей, но предела тут нет и все зависит от полета фантазии". Сергей Шатуновский также отметил, что во время избирательных кампаний вокруг кандидата всегда появляются "непонятные личности", которые, воспользовавшись нервозностью политика, могут пытаться вытягивать из него деньги.
Валерий Федотов, баллотировавшийся на выборах в Законодательное собрание в 2011 году от "Единой России", а затем порвавший с партией власти ради "Гражданской платформы", считает, что избирательную кампанию нужно оценивать начиная с 20 млн рублей в городской парламент и с 50-60 млн — в Госдуму. Он отметил, что это минимальные цифры, а реальные зависят от того, насколько человек известен, действующий он депутат или нет, идет ли при поддержке какой-то партии или выдвигается сам по себе. А если кандидат — оппозиционер, то ему еще и придется преодолевать множество барьеров и, соответственно, потратить гораздо больше.
"Правда, есть проблема в том, что закон ограничивает возможность кандидата собрать средства на свою кампанию 15 млн рублей. Это очень серьезный барьер, созданный для отсеивания оппозиции", — говорит политик. Однако, по его словам, эту преграду можно обойти, если начать предвыборную кампанию еще до официального старта. "Тогда эти деньги не попадают под закон. К тому же в интересах самих кандидатов заранее идти на округ и работать с населением. Чем раньше это будет сделано, тем больше шансов на успех" — говорит Валерий Федотов.
По мнению другого петербургского депутата, "яблочника" Бориса Вишневского, кампания может стоить гораздо меньше. "Если не тратиться на рекламу в СМИ, то для нормальной кампании достаточно 1-2 млн рублей, но это цены 2011 года. Сейчас эти суммы, конечно, больше, наверное, в районе от 2-4 млн рублей, — оценивает затраты политик. — Но если тратиться на рекламу в медиа, тогда кампания будет стоить от 30 млн рублей, потому что СМИ — это самая дорогая часть".
Не все готовы сейчас раскрывать карты. Лидер фракции коммунистов Владимир Дмитриев не смог предположить стоимость избрания ни по одномандатному округу, ни по партийному списку. "Нам надо собраться, обсудить, оценить и тогда только будут понятны затраты", — говорит коммунист, отмечая, что партия потратит "на два-три порядка меньше "Единой России".
Политтехнологи считают, что стоимость избирательной кампании в Законодательное собрание — это минимум 50 млн рублей. "Без таких денег нормальную кампанию в Питере не провести. Нужно же выпускать газету, организовывать полевую работу, которая самая дорогая часть кампании, — рассказал политтехнолог на условиях анонимности. — Потом всякие автобусные экскурсии для будущих избирателей — всегда работающая штука. Они были, есть и будут. Автобус на 50 человек — это минимум от 10 тыс., и таких надо несколько. Листовки, какие-то подарки. Все это вроде мелочи, а в сумме выливается в космические деньги". Эксперт тоже говорит о том, что определяющую роль в стоимости кампании играет фигура кандидата. "Если ты от оппозиции, то сумму можно смело умножать раза в три, потому что надо будет преодолеть админресурс, а это дорого. Плюс день выборов — это очень дорого, и надо в этот день потратиться на толковых наблюдателей, чтобы закрыть все УИКи. Если же ты от "Единой России", то ты в день выборов не паришься, тебе и так все нарисуют", — добавляет собеседник.
Кампанию в Госдуму, по его словам, можно начинать минимум со 100 млн рублей, потому что "это все-таки медийная история, и надо купить эфирное время в телевизоре".
А вот заместитель председателя Госдумы и секретарь генсовета "Единой России" Сергей Неверов в расчеты вообще не верит. В своем Facebook он выступил с заявлением, смысл которого сводится к мысли, что траты на политтехнологов — это выброшенные деньги, потому что они вряд ли принесут пользу. " По своему опыту говорю вам — идите, работайте, встречайтесь с гражданами, обсуждайте с ними проблемы, обращайтесь за поддержкой. Этого не сделает никто кроме вас. В этом и есть залог успеха", — говорит политик.