Подводя итоги года на рынке труда, "ДП" попросил некоторых экспертов оценить ситуацию в течение 2015 года и поделиться своим видением 2016–го. Ничего хорошего, похоже, ждать не стоит.
"Деловой Петербург" подвел предварительные итоги того, что происходило целый год на рынке труда, и с помощью экспертов попытался заглянуть в год будущий.
Каким он будет — увидим уже очень скоро, но пока можно сказать, что нынешний 2015 год не такой уж и плохой.
Как изменился рынок труда за текущий год?
“
Кратко резюмировать итоги 2015 года на российском рынке труда можно фразой «не так страшен…». Прошлый год завершался в гораздо более нервной и неопределенной обстановке. Не сказать, что определенности изрядно прибавилось, но мы адаптировались и научились действовать в ситуации стабильной неопределенности.
Татьяна Баскина
заместитель гендиректора по работе с профессиональными сообществами кадрового холдинга «АНКОР»
“
Однозначно рынок труда — 2015 по отношению к 2014–му изменился в худшую сторону. Если в 2014–м все только обсуждали возможный кризис и его последствия, то вторая половина 2015 года подтвердила все опасения экспертов и аналитиков.
Ссылаясь на глобальное исследование Нays совместно с Oxford Economics, можно выделить семь факторов, оказывающих влияние на российский рынок труда. Российская экономика продолжает стагнировать. Прогнозируется, что экономическая активность в 2015 году сократится на 3,6%. Ожидается, что уровень безработицы повысится до 5,8% (с 5,2% в 2014 году). Анализ выявил увеличение несоответствия потребностей бизнеса и умений работников. В России наряду с другими странами сохранилось высокое давление в отраслях, требующих высокой квалификации работников.
А вот уровень гибкости системы образования показал положительную динамику и составил в этом году 6,9, тогда как в прошлом году был равен 7,3, а в 2013–м Россия показала худший среди всех стран результат, равный 7,5. Это свидетельствует о том, что вероятность того, что образовательная система способна перестроиться и наладить выпуск востребованных специалистов, растет.
Елена Бекмуратова
руководитель практики Life Sciences рекрутинговой компании Hays в Петербурге
“
О глобальном потеплении на рынке труда говорить преждевременно. Рынок труда остается рынком работодателя. Продолжаются сокращения, в ряде отраслей массовые, например в автомобильной промышленности и у автодилеров. Компании, работающие в сфере услуг, вследствие стремления потребителей к экономии ощущают падение спроса и сокращают численность персонала, закрывают представительства и офисы. То же происходит с рядом ретейлеров, причем это коснулось точек продаж как онлайн, так и офлайн.
На первый план выходят крупнейшие игроки, имеющие большие оборотные средства и возможность кредитоваться на особых условиях даже на кризисном рынке.
Екатерина Аридова
операционный директор компании Colliers International в Петербурге
“
Оправдались ожидания по снижению реальных заработных плат при росте номинальных. При этом были меньшие ожидания по росту цен на продукты потребительской корзины. В августе было принято беспрецедентное решение увеличить минимальную заработную плату на 16,5%. Она составила 11 тыс. рублей, что позволило несколько компенсировать изменение цен.
Мы прогнозировали рост регистрируемой безработицы до 15 тыс. человек. Год закончим с показателем примерно 13 тыс. В этом году регистрируемая безработица снижалась не традиционно до середины сентября, а практически до конца октября. Это явление можно объяснить тем, что и работодатели, и работники до последнего ждали подтверждения заказов. Некоторые дождались, но произошло это не в октябре, а только в декабре.
Дмитрий Чернейко
председатель комитета по труду и занятости населения Петербурга
“
Больше всего в этом году упал спрос на сотрудников в сфере автомобильного бизнеса (-27%), добычи сырья (-18%), высшего менеджмента (-17%). По всем сферам, даже там, где все равно наблюдается дефицит кадров, конкуренция усилилась. И это, конечно, связано с приростом соискателей. В ноябре количество резюме на hh.ru в Петербурге увеличилось на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня на портале уже больше 19 млн резюме, а осенью прошлого года было 15 млн.
С третьего квартала мы наблюдаем небольшой прирост по предлагаемой в вакансиях на hh.ru заработной плате. В среднем по рынку она составляет 37 500 рублей, хотя в первом полугодии показатель сохранялся на уровне 2014 года и был равен 35 000 рублей.
Юлия Сахарова
директор по СЗФО HeadHunter
Насколько ожидания совпали с реальностью?
“
Что ожидалось от 2015 года? Плавное соскальзывание (но не обвал) в рецессию, массовые сокращения рабочих мест и зарплат, опасения не уложиться в прогноз по безработице в 5,6–5,8% к концу 2015 года, отсутствие долгосрочных и среднесрочных горизонтов планирования, когда любая стратегия устаревает через 2 месяца, рост спроса на инструменты и решения, позволяющие оптимизировать рабочие процессы и снизить операционные расходы, серьезные структурные сдвиги на рынке кадровых услуг (падение объемов рекрутмента, рост спроса на аутсорсинговые услуги). Что мы наблюдаем на исходе года? Можно сказать, что мы все же прошли «точку бифуркации» и рынок труда уже не будет прежним. Причем есть и позитивные изменения, так как любой кризис дает импульс всем участникам кадрового рынка. Провайдеры развивают новые услуги, компании изобретают затейливые инструменты нематериальной мотивации, кандидаты осваивают современные каналы поиска работы и переквалификации. Большинство ожиданий подтвердилось, однако не столь контрастно и резко, как виделось вначале. Вместо массовых сокращений происходила точечная или ситуативная оптимизация, вместо уменьшения зарплаты менялась структура компенсационного пакета в пользу увеличения доли переменного вознаграждения за конкретные достижения. Во всех отраслях экономики появлялись новые игроки — компании, использующие кризис для развития и экспансии. Появились новые тенденции в поведении кандидатов — более надежными и стабильными многим видятся российские, а не западные компании. Очень медленно, но все же меняется в лучшую сторону отношение к временной занятости — от нее отклеивается ярлык «вариант для неудачников», и формируется имидж плацдарма профессиональных возможностей.
Татьяна Баскина
заместитель гендиректора по работе с профессиональными сообществами кадрового холдинга «АНКОР»
“
В конце 2014 года, оценивая ситуацию на рынке труда и строя прогнозы на будущее, мы говорили о том, что рынок оживится ближе к середине 2015–го. С одной стороны, так и произошло: спад анонсируемых компаниями вакансий, который рынок ощущал в III–IV кварталах 2014 года, сменился штилем в I–II кварталах 2015–го, а с середины 2015 года число вакансий на интернет–ресурсах по поиску работы начало возрастать. На мой взгляд, такие изменения связаны не с созданием новых рабочих мест, а с закрытием освободившихся. При любом положении дел на рынке люди продолжают менять работу, продвигаются по службе, меняют сферу деятельности. Сейчас это происходит с меньшей интенсивностью. И если освобождающиеся в 2014 году места работодатели не спешили закрывать, предпочитая перераспределять нагрузку, то оглядевшись и оценив обстановку спустя некоторое время, нашли возможным нанять новых сотрудников.
Екатерина Аридова
операционный директор компании Colliers International в Петербурге
“
Опасения многих, что в этом году количество предложений на рынке труда существенно упадет, к счастью, не оправдались. Несмотря на то, что начало года отметилось негативной динамикой, с апреля мы видим существенный прирост вакансий по отношению к 2014 году. Начиная с июня 2015 количество вакансий превышает аналогичные месяцы 2014 года. И по итогам 11 месяцев снижение составляет всего лишь 2% по отношению к прошлому году. Поэтому, конечно, то, что происходит сейчас существенно отличается от кризиса 2008-2009 гг. И не только из-за того, что тогда рынок вакансий упал на 50%, но еще и потому что тогда «грязных» увольнений было больше. В 2014-2015 годах по нашим наблюдениям работодатели ведут более цивилизованную и человечную политику, если вынуждены проводить сокращения.
Юлия Сахарова
директор по СЗФО HeadHunter
Прогноз развития ситуации на рынке труда в 2016 году?
“
Следующий год будет ненамного легче уходящего. Реальная заработная плата не вырастет. Если рост цен будет сравним с 2015 годом, придется думать и о внеочередном увеличении минимальной заработной платы, и о дополнительных мерах социальной поддержки и для безработных, и для работающих. Учитывая структуру экономики города, по регистрируемой безработице мы выйдем не более чем на 17 тыс. человек. Произойдет реструктуризация рынка труда: сокращение производств, которые не выдержат испытания текущими условиями, и при этом рост в таких отраслях, как фармацевтическая промышленность, информационные технологии, судостроение.
Дмитрий Чернейко
председатель комитета по труду и занятости населения Петербурга
“
Прогнозы на 2016 год остаются отрицательными. Некоторые компании уже предупреждают о заморозке позиций, сокращении региональных сотрудников, урезании бюджетов. Однако, несмотря на все эти процессы, многие работодатели готовы переплачивать высококвалифицированным специалистам и бороться за их привлечение.
В ближайшее время, как и ранее, будут востребованы качественные инженеры, люди, отвечающие за управление персоналом, продажами, и сотрудники, отвечающие за ценообразование.
Елена Бекмуратова
руководитель практики Life Sciences рекрутинговой компании Hays в Петербурге
“
Здоровая экономическая ситуация на рынке, говоря откровенно, знакома нам только из учебников по экономике. Изобретательность и способность компаний проявлять гибкость, быстро реагировать и подстраиваться под новый курс позволят занять доминирующее положение на рынке. В связи с этим я ожидаю, что в 2016 году выделятся явные лидеры, задающие тренд. Я не думаю, что ситуация на рынке труда в следующем году резко изменится к худшему или лучшему.
Екатерина Аридова
операционный директор компании Colliers International в Петербурге
“
В 2015 мы отмечали активизацию по поиску персонала через интернет среди небольших компаний: мелкого и среднего бизнеса. Предполагаю, что эта тенденция сохранится и в 2016 году. Однозначный прогноз по сферам давать сложно, но, скорее всего, непростая ситуация будет по-прежнему в автомобильной отрасли, строительстве, таможенной логистике. Более позитивно – в разработке и производстве медицинских препаратов, дорожном строительстве, рыбной отрасли, машиностроениии и оборонном секторе, сельскохозяйственной отрасли, в которой осенью этого года в России количество вакансий выросло в несколько раз.
продолжение прогноза: Волатильность, которую мы наблюдали в течение этого года, сохранится в течение ближайших нескольких лет. В этих условиях ключевая задача компаний – это повышение эффективности сотрудников и бизнес-процессов. Набирает обороты важный тренд на уплощение организационных структур, повышение гибкости и эффективности бизнес-процессов, в том числе и связанных с HR. Главный девиз сегодня «Быстрый или мертвый!» В связи с этим - оптимизация издержек и ZBB – работа в режиме «zero based budget» - уже стало почти повседневной практикой некоторых руководителей.
Юлия Сахарова
директор по СЗФО HeadHunter
37 тыс. рублей составляет средняя предлагаемая в вакансиях зарплата в Петербурге, по данным hh.ru.
По данным «Петростата», средняя номинальная начисленная зарплата в октябре 2015 года составила 43 215 рублей, что на 7?% больше, чем в октябре 2014 года, и на 8,7?% меньше реальной — за тот же период.
В Петербурге МРОТ составляет 11 тыс. рублей. С 1 января 2016 года он поднимется до 11 700 рублей.