<span style="font-weight:bold;">Этот год выдался не</span> из легких для ретейлеров и поставщиков. Причем для всех сегментов розницы. Продуктовые эмбарго заставляли продуктовые сети крутиться как белка в колесе, оперативно реагируя на политические запреты и скачки курсов валют. Крупные игроки используют кризис для развития, но объем торговли в целом сокращается рекордными темпами.
"Сотрудники измотаны, они делали невозможное в работе, находя выходы из, казалось бы, безвыходных ситуаций", — говорит ретейлер одной федеральной продуктовой сети.
Продуктовые сети с начала года массово замещали ассортимент запрещенных к ввозу продуктов питания, старались держать низкую цену на полках, не принимая от поставщиков повышения, а те, в свою очередь, сокращали поставки в крупные сети из–за невозможности оперативно менять цены из–за роста курсов валют. Под конец года всех "добил" запрет на поставки овощей и фруктов из Турции, именно она побеждала в тендерах сетей за счет низкой цены. Ретейлеры утверждают, что найдут альтернативу, но надо время. Недавно два федеральных ретейлера побывали в Армении на презентации поставщиков фруктов. "Продукция хорошая. Но нас могут обеспечить только на 5% от нужного объема", — говорит топ–менеджер.
Федеральные сети бытовой техники и электроники в условиях падениях продаж расширили ассортимент, став универсальными продавцами. А одежные сети, пытаясь хоть как–то компенсировать падение, продают свои товары на крупнейших онлайн–витринах, у которых продажи активно растут.
Экономия по всем фронтам
Объем торговли в Петербурге по итогам года сократится на рекордные 10%. От падения покупательной способности, вызванного ослаблением рубля и ростом цен, сильнее всего пострадали продавцы товаров не первого спроса: бытовой техники и электроники, одежды. А вот федеральным продовольственным сетям удалось даже нарастить оборот.
Минувший год стал последним для некоторых розничных сетей. В сегменте бытовой техники и электроники ажиотажный спрос на дорогостоящую продукцию сменился настоящим провалом, в первом полугодии 2015 г. продажи упали более чем на 30%, по данным GFK. В итоге закрылись сети "Телемакс" и "Киберри", а "Белый ветер цифровой" проходит процедуру банкротства.
Схожая судьба постигла несколько одежных брендов. Правда, здесь основной причиной стало решение головной компании об уходе из России, которая перестала быть экономически привлекательным рынком для них. В целом эксперты ожидают, что продажи одежды, обуви и аксессуаров по итогам года сократятся не меньше чем на 20% в рублях.
Было бы ошибкой сказать, что продовольственные сети стали исключением из печального тренда. Ретейлер "Сетка", планировавший открыть около 50 магазинов в Петербурге, свернул свой бизнес, часть его помещений занимает "РеалЪ. Свежие продукты". Сдала рыночные позиции сеть XL. Крупный городской дистрибьютор алкоголя "Пролог" закрыл розничный бизнес "КИР24". Локальным сетям в условиях кризиса практически нечего противопоставить федеральным ретейлерам, и они проигрывают конкурентную борьбу.
Зато крупные торговые сети, особенно экономсегмента, использовали кризисное время для развития и наращивания оборота. Так, выручка компании "Лента" в первом полугодии 2015 года выросла на 33,8%, до 114,9 млрд рублей, "Дикси" за этот же период увеличила выручку на 23,1%, до 131,6 млрд рублей, "О'Кей" — на 4,4%, до 74,9 млрд рублей. В кризис их способность добиваться от поставщиков низких цен стала особенно востребована покупателями.
Обратный отсчет "Метрики"
Позиции сети строительных материалов "Метрика", принадлежащей петербургскому миллиардеру Евгению Лебедеву, в этом году сильно пошатнулись. Чтобы сосредоточиться на бизнесе, Лебедев даже покинул должность руководителя представительства Агентства стратегических инициатив (АСИ, создано правительством РФ) на Северо–Западе, которое возглавлял с весны 2013 года.
"Метрика" всегда имела репутацию компании, которая тяжело рассчитывается с поставщиками, и постоянные иски от контрагентов в судах были для компании привычным делом. С 2009 года ретейлер начал экспансию в регионы и стал самой быстрорастущей сетью в стране. К концу 2014 года она насчитывала уже 112 гипермаркетов.
По данным "INFOLine–Аналитика", выручка сети с 2011 по 2014 год выросла с 7,4 млрд до 14,6 млрд рублей (без учета НДС). Однако в этом году, видимо, из–за высокой долговой нагрузки и падения объемов продаж долги перед поставщиками стали стремительно увеличиваться: в суд поступили иски более чем на 500 млн рублей. "Метрика" получила два иска о банкротстве, которые, впрочем, были отозваны в связи с погашением долгов. В настоящее время сеть насчитывает 31 магазин.
Российские убытки "Стокманна"
Под занавес уходящего года финская Stockmann Group (управляет магазинами одежды Lindex, Seppala и универмагами Stockmann) в конце ноября объявила о продаже своих семи универмагов в России из–за их убыточности. Покупателем стал Reviva Holdings Limited, владелец ООО "Дебрусс", российский франчайзи универмагов Debenhams.
Предполагается, что Reviva Holdings приобретет 100% акций АО "Стокманн" за 5 млн евро. Закрыть сделку планируется до 31 января 2016 года, однако до этого компании должны получить разрешение Федеральной антимонопольной службы России. Reviva Holdings Limited получит право на использование бренда Stockmann в России на 2 года после закрытия сделки. За это время он должен перевести универмаги под бренд Debenhams.
При этом Stockmann из России не уходит, а сконцентрируется на управлении недвижимостью и останется владельцем торгового центра "Невский" в Петербурге.
Финская компания пояснила, что продает универмаги из–за их убыточности, а сильная девальвация рубля увеличила эти убытки. Выручка сети универмагов Stockmann в России в 2014 году составила 240 млн евро, операционный убыток — 26 млн евро. Ранее, в 2014 году, Stockmann Group объявляла о закрытии всех своих магазинов в России под брендом Lindex и Seppala также из–за их убыточности. Это не единственный пример ухода международных брендов из России. В этом году наш рынок покинула американская American Eagle Outfitters. Продавцы одежды и аксессуаров столкнулись со сложностями еще в 2014 году. Тогда рынок покинули New Look, Esprit, OVS, River Island, которыми по франшизе управлял "Маратекс".
Охота к перемене мест
В этом году в петербургских торговых сетях произошел ряд кадровых перестановок топ–менеджеров, которые проработали в своих компаниях более 10 лет.
Так, в начале года Алексей Иовлев, проработавший более 20 лет в "Корпорации СБР", покинул ее. В феврале по взаимному согласию сторон расторгли трудовой контракт "Интерторг" и исполнительный директор Олег Рыбаков. В марте стало известно о том, что из компании "Петрович" уходит ее генеральный директор Виктор Адамов. Он проработал в сети "Петрович" 16 лет, а в сентябре вошел в состав совета директоров ООО "Корпорация "КРЕПС", где теперь участвует в разработке стратегии и целей компании.
Наконец, в августе о своем уходе из сети "Лэнд" сообщил Илья Штром, проработавший в компании с 2004 года на посту гендиректора. С сентября его должность занимает Дмитрий Чтецов, выходец из петербургской "Азбуки вкуса". Такое обилие примеров заставляет еще раз вспомнить о том, что кризис — это время не только потерь, но и возможностей. Непростой 2015 год дал хороший стимул для перемен и компаниям, и людям.
Алкоголь утекает с рынка
В этом году один за другим с рынка уходили крупнейшие оптовые поставщики импортного алкоголя. В начале года конкурсное производство началось на ООО "Мозель" (в период расцвета группа "Мозель" импортировала вина и крепкий алкоголь из 15 стан Европы и имела широкую дистрибутивную сеть в регионах). Еще в январе иски о собственном банкротстве подали несколько фирм, входящих в группу компаний "Русьимпорт", оборот которой еще пару лет назад составлял 3 млрд рублей.
Затем стал банкротиться поставщик виски, коньяка, рома и вина "Евро–арт", который по масштабу немногим уступал "Русьимпорту" — выручка ООО "Евро–Арт" в 2014 году составила 2,5 млрд рублей. А под конец года банкротный иск получил поставщик дорогого алкоголя "Торал-групп". Своим плачевным положением дистрибьюторы обязаны скачку курса валют в декабре прошлого года, а также общему падению потребления дорогого алкоголя.
Экс–владельцы "Ленты" строят свою сеть
Дмитрий Костыгин и Август Мейер после продажи 41?% акций сети "Лента" в 2011 году занимались инвестированием в розничные проекты, среди которых "Рив Гош", Obuv.com, "Улыбка радуги" и др. Бизнес–партнеры приобретали в сетях пакеты акций. Чуть ранее, в 2010 году, они купили 60?% акций "Юлмарта".
Однако собственные проекты с нуля запустили только в 2015 году. Осенью в Петербурге бизнесмены открыли два первых продовольственных магазина будущей сети "Оптоклуб "Ряды" — на Шафировском пр., второй — на Пулковском шоссе. Инвестиции в строительство одного объекта составили 1,2 млрд рублей, срок окупаемости — 10–11 лет. За основу проекта взята бизнес–модель американской сети Costco, в которой продается ограниченное число популярных товаров по низким ценам в укрупненной упаковке. Бизнесмены планируют открыть до 2018 года 21 оптоклуб за 21 млрд рублей.
Акционеры "
О'Кея
" встали у руля
Владельцы продуктовой сети "О’Кей" Борис Волчек, Дмитрий Коржев и Дмитрий Троицкий впервые за последние 10 лет взяли в свои руки оперативное управление главным активом.
Собственники рассчитывают улучшить ситуацию в компании, которая в этом году демонстрирует самые худшие темпы роста среди публичных продуктовых сетей. С начала лета основатели компании регулярно находятся в московском офисе, взаимодействуют с первой и второй линейками персонала.
Кроме того, "О’Кей" в 2015 году существенно скорректировал программу развития. Так, в августе–сентябре ретейлер продал четыре земельных участка и три здания гипермаркетов в регионах своему прямому конкуренту — сети "Лента". Сумма сделок, по экспертным оценкам, составила 1,6–3 млрд рублей.