Резкое падение продаж и банкротство местных автодилеров снизили цену входа на авторынок. Этим воспользовались крупные столичные автохолдинги, которые активно развиваются в Петербурге.
Московские автохолдинги начали экспансию на петербургский рынок. На фоне кризиса в Петербурге каждый третий автоцентр ищет арендаторов или покупателя, что значительно снизило цену входа в автобизнес.
Расширить влияние
Московская ГК "Автомир" ведет переговоры с банкротящимся дилером "Авто Гамма" об аренде центра площадью 3,3 тыс. м2 на Кушелевской дороге, где продаются марки "Шевроле Нива", Skoda, Ssan Yong. Об этом сообщили участники рынка. "Авто Гаммой" владеет Шахин Ширалиев. В конце года Сбербанк подал иск о банкротстве компании, банкротит себя также его компания "Скарт" (дилер "Шевроле Нива"), а в конце года бизнесмен подал иск о личном банкротстве. Дозвониться до компании не удалось.
В ГК "Автомир" информацию о предстоящей аренде салона не подтвердили и не опровергли, отметив, что в прошлом году вели переговоры с владельцами нескольких дилерских центров о долгосрочной аренде, но детали не уточнили до совершения сделок. "Автомир" рассматривает ситуацию на рынке как возможность развить сеть и занять новые зоны в Петербурге и в других городах России", — сказал начальник управления развития и недвижимости компании Максим Чумаков. Пока у ГК "Автомир" один центр в Петербурге — KIA — Suzuki на Дунайском пр. Ранее компания арендовала салон под GM на пр. Науки. Всего у ГК 49 центров: 18 в Москве, 28 в регионах и три в Казахстане. "Автомир" давно озабочен поисками новых площадей, — говорит генеральный директор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин. — Компания также вела переговоры об аренде центра "Автопродикс" на пр. Непокоренных. Лучше арендовать салон с действующей франшизой, при условии что на это даст согласие импортер. Для импортера Skoda, например, это позволит сохранить точку дистрибуции в нужной локации. Второй вариант — продавать марку Suzuki, третий — получить франшизу марки, которой у компании в Петербурге пока нет".
В кризис дешевле
По итогам 2015 года российский авторынок упал, по данным АЕБ, на 35,7%. Многие дилеры банкротятся, автоцентры закрываются, а каждый третий салон ищет покупателя. Крупным и устойчивым игрокам это на руку. В частности, это касается московских компаний, которые последний год активно расширяются на рынке Петербурга.
Так, ГК "Рольф" получила франшизу Hyundai и будет продавать марку на Октябрьской наб.
Также дилер, по информации "ДП", выиграл тендер и построит автосалон Porsche. Московский "Автодом" закрыл сделку по покупке у Евгения Войтенкова салонов Mercedes и Porsche на Пулковском шоссе, а также будет продавать Lamborgini. Кроме того, московский Major Auto весной выкупил у Евгения Войтенкова центр "Мерседес–Бенц" на Исполкомской ул., 15.
"Арендная ставка в автосалонах упала с 1–3 тыс. рублей за 1 м2 до 200–500 рублей. Арендовать центр сегодня недорого, потому что переделать под что–то еще довольно сложно из–за специфического дизайна и планировки", — говорит Виталий Новиков, руководитель Университета продаж.
Подешевели и объекты в продаже. Так, ООО "Бекар", связанное с владельцем обанкротившегося РРТ Олегом Барабановым, выкупило на торгах у ВТБ два автоцентра по цене в полтора раза ниже прежней рыночной стоимости.
Максим Вирченко
, директор центров "Jaguar Land Rover Автопрайм" и "Jaguar Land Rover Октябрьская" (ГК "Рольф"), отмечает, что экспансия крупных московских компаний вполне оправданна — сейчас низкая цена входа. "В среднедолгосрочной перспективе такие вложения имеют потенциал, особенно для премиальных брендов", — говорит он.