"Ростелеком" летом запускает сервис "Аллё", а "Сбербанк" планирует создать собственный мессенджер. Продукты госкорпораций на переполненном рынке обречены на провал, только если бесплатные сервисы не ограничат законодательно. С такой инициативой снова выступили операторы, а общественники развернули очередную кампанию против Telegram
"
Ростелеком
" намерен уже этим летом запустить собственный аналог Skype – мессенджер "Аллё". Госкорпорация называет новый сервис "эволюцией домашнего телефона" и не собирается конкурировать с популярными бесплатными приложениями. У "Сбербанка" планы более амбициозные – госбанк объявил о создании мессенджера на базе мобильного приложения "Сбербанк Онлайн" и намерен отвоевать аудиторию у WhatsApp, Facebook и "ВКонтакте".
Заявления представителей госкорпораций прозвучали одновременно с подготовкой очередного законопроекта о привязке мессенджеров к операторам связи в России. Впервые о подобной инициативе стало известно еще в декабре прошлого года, тогда речь шла о разработке документа Роскомнадзором, депутатами Госдумы и операторами. На сей раз союз федеральных операторов и медикомпаний предлагает также обязать раскрывать информацию о пользователях и отключать сервисы сообщений по запросу регуляторов.
Плати за "Аллё"
В конце февраля "Ростелеком" объявил конкурс на разработку дизайн-макетов сайта и мобильного приложения для звонков и обмена сообщениями под названием "Аллё". Закупка производится у единственного поставщика, стоимость контракта — 3,5 млн рублей. При этом старт уже готового проекта анонсирован на июнь 2016 года в 16 крупнейших городах России.
Подрядчик должен разработать дизайн-макет, который будет "удовлетворять требованиям" смартфонов и планшетов с операционной системой iOS 8 и Android 4 и выше. Предполагается, что сервис будет поддерживать не только смартфоны на популярных мобильных платформах, но и традиционные телефоны со шлюзами VoIP, а также SIP-аппараты.
Абонент мессенджера "Аллё" сможет привязать к нему свой номер домашнего телефона или же получить новый городской номер. В будущем сервис будет интегрирован с личным кабинетом "Ростелекома", услугами широкополосного доступа в интернет и IPTV и финансовыми сервисами. При этом "Аллё" также будет доступен пользователям сети и абонентам федеральных операторов сотовой связи.
Сервис мгновенных сообщений от госкомпании будет платным, "Ростелеком" не намерен конкурировать с бесплатными мессенджерами, пояснил "Ведомостям" представитель корпорации Андрей Поляков. По его словам, "Аллё" станет второй версией или "эволюцией домашнего телефона", благодаря которой пользователь городского фиксированного номера "получит мобильность" за счет преимуществ глобальной сети.
Запуск предшественника "Аллё" под названием "Коммуникатор" планировался до октября 2015 года. За разработку своего первого аналога Skype "Ростелеком" был готов заплатить подрядчику 72,8 млн рублей, на тендер сразу заявились четыре компании. Однако госкорпорация перенесла конкурс, а позже глава "Ростелекома" Сергей Калугин заявил, что оператор отказался от разработки этого продукта.
ВСбербанке и Сбербук
Через несколько дней после заявки "Ростелекома" крупнейший в стране госбанк добавил в мобильное приложение "Сбербанк Бизнес Онлайн" чат с техподдержкой банка и неожиданно объявил о планах выпустить собственный мессенджер.
В рамках пятой ежегодной конференции WECON "Мобильные платежи" глава управления развития цифровых продуктов "Банк XXI" Сбербанка Тимур Смирнов анонсировал новую функцию в мобильных приложениях "Сбербанк Онлайн", которая позволит пользователям общаться друг с другом при переводе средств.
По его словам, сейчас идея существует в виде концепта, который потенциальные партнеры могут расценивать как приглашение к сотрудничеству. В апреле в приложении планируется запустить сервис, с помощью которого можно отправить друзьям запросы на переводы денег. Позже приложение будет расширено функциями полноценного мессенджера, в него также будет встроен поиск товаров и услуг.
В планах госбанка - расширить приложение до возможностей соцсетей. Предполагается, что, к стандартным функциям добавится возможность создавать чаты, добавлять новых участников, чьи телефоны есть в записной книжке клиента, ставить "лайки" под сообщениями и загружать собственные фото и картинки.
Ежемесячно приложеним "Сбербанк Онлайн" пользуется 10,5 млн активных пользователей, веб-версией интернет-банка — 15 млн. В отличие от "Ростелекома" госбанк ставит перед собой амбициозную задачу и намерен на равных конкурировать с мессенджерами и социальными сетями, такими как "ВКонтакте", "Одноклассники", WhatsApp, Instagram, Viber, Facebook.
"Сбербанк" со своим первым мессенджером может стать еще одним членом альянса, о создании которого накануне объявили операторы "большой сотовой четверки". Участие в нем позволит пользователям различных российских мессенджеров взаимодействовать между собой, а операторам — замедлить отток аудитории в международные мессенджеры.
Подписать, обязать, запретить
На фоне презентацией госкомпаниями своих новых продуктов и создания альянса сотовых операторов для стандартизации своих мессенджеров в начале марта Медиа-коммуникационный союз (МКС) подготовил проект поправок в закон "О связи", предусматривающий обязательную идентификацию для пользователей международных сервисов мгновенных сообщений.
В МКС входят, помимо тех же операторов "большой тройки" и "Ростелекома", Национальная медиа группа, "СТС Медиа", "Газпром-Медиа" и другие крупные отечественные медиакомпании. В данный момент новый законопроект о мессенджерах согласовывается между участниками союза и так же как предыдущая подобная инициатива официально не поддержан Минкомсвязи и Роскомнадзором.
Согласно проекту поправок, операторы будут обязаны отключать мессенджеры по требованию "уполномоченного федерального органа исполнительной власти, полученного по системе взаимодействия".
В свою очередь, мессенджеры обязаны подписать договор с оператором связи согласно утвержденной формой публичной оферты, дать возможность рассылать сообщения госорганам и обеспечить идентификацию своих пользователей.
Последний пункт является камнем преткновения для всех мессенджеров и соцсетей. Каким образом, будет реализована эта самая идентификация, в проекте не сообщается, однако против предоставления данных пользователей местным властям неоднократно выступали в частности, Whatsapp, Facebook, Telegram и Apple.
Если предположить, что подобный законопроект получит поддержку российских парламентариев, то работа бесплатных онлайн-приложений в России будет как минимум серьезно ограничена, что, вероятно, сделает конкурентоспособными продукты госкомпаний и российских операторов.
Еще одним свидетельством масштабного наступления на онлайн-мессенджеры стала кампания активистов Общественной палаты и "Молодой гвардии "Единой России" против Telegram. В прошлом году зашифрованный мессенджер Павла Дурова уже предлагали запретить в Совете Федерации и ФСБ, поскольку сервис может быть использован боевиками ИГ для пропаганды и диверсионной работы. Тогда против ограничения работы сервиса выстпили в правительстве и Госдуме. В начале марта с аналогичным запросом общественники обратились в Генпрокуратуру и Роскомнадзор, но регуляторы пока не озвучили свою позицию.