Отечественная промышленность не смогла полностью компенсировать попавшие под санкции импортные товары. Качество российских аналогов зачастую ниже, а цена — выше. Однако есть отрасли, которые добились успехов на волне импортозамещения.
Успехи промышленности в импортозамещении пока оставляют желать лучшего. Отечественные продукты и техника по качеству значительно уступают импортным аналогам, а заместить некоторые виды иностранных товаров вообще вряд ли когда–нибудь удастся. К тому же из–за увеличения спроса на их продукцию отечественные производители подняли цены: за год они повысились на 40%.
Сыр — не сыр, и масло — не масло
В числе отраслей, добившихся наибольших успехов на волне импортозамещения, — пищевая промышленность и сельское хозяйство. На первый взгляд, статистика в пищепроме выглядит оптимистично. По данным вице–губернатора Ленобласти Сергея Яхнюка, общий объем сельхозпроизводства в регионе в 2015 году составил 100 млрд рублей — на 2% больше, чем в 2014–м, в сопоставимых ценах и на 15% — в действующих ценах. Отдельные сегменты отрасли выросли значительнее: например, сыров и сырных продуктов произвели более 400 т — на 54,3% больше, чем в 2014 году, молока областные хозяйства надоили почти на 4% больше.
В Петербурге наилучшие показатели в мукомольно–крупяной и кондитерской промышленности: зерновых культур для завтрака предприятия выпустили на 28% больше, чем в 2014 году, кондитерских изделий — на 13%. Рост производство жидкого молока на петербургских заводах — 14% за год.
В результате отечественным производителям почти удалось восполнить дефицит продуктов, возникший после введения продовольственных санкций. Например, в досанкционном августе 2014–го доля российских сыров на прилавках магазинов Петербурга и Ленобласти была 50%, теперь она превышает 80%.
Однако качество многих отечественных заменителей импортной еды оставляет желать много лучшего. Россельхознадзор установил, что 78,3% российских сыров на самом деле сырами назвать нельзя, потому что вместо животного жира они содержат растительный (обычно — пальмовое масло).
Как пояснил глава Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, причина этого — желание производителей сэкономить. Жир занимает 50% в составе сыра, и если использовать при его производстве пальмовое масло, которое гораздо дешевле сливочного, то можно снизить себестоимость конечного продукта на 20–50%. Похожая ситуация с маслом. Союз потребителей "Росконтроль" обнаружил в 70% проб российского масла растительные жиры. В документах к этим продуктам и на этикетках товара об этом не было сказано ни слова. В целом доля фальсификата в общем объеме российской молочной продукции превышает 25%, говорят в Россельхознадзоре.
Со слезами на глазах
Печальным оказался и опыт многих потребителей, перешедших с импортной техники на отечественную. Произведенные в России строительные краны, бульдозеры, грузовики, трактора чаще выходят из строя, требуя дорогостоящего ремонта. В результате растут эксплуатационные расходы владельцев такой техники.
Компания "Управление механизации — 1", заменив иностранные Mercedes на КамАЗы, столкнулась с большими проблемами. "Руководители наших подразделений плачут горючими слезами! Одна машина вышла из строя, отработав 3 дня, через неделю — вторая, третья вообще до нас не доехала. При этом КамАЗ сильно поднял цены", — сетует представитель фирмы.
По словам директора СПб ГБУ "Центр транспортного планирования" Рубена Тертеряна, его предприятие в 2015 году не только не сократило импортные закупки, а даже увеличило их. Доля импорта в общем объеме закупок Центра транспортного планирования составила 91,2% против 78,6% в 2014–м. Заменить зарубежные приборы нечем, говорит Рубен Тертерян. Например, измерительные комплексы, работающие на основе микроволнового детектора транспортных потоков (сейчас их закупают в Канаде), у нас не производят, и неизвестно, будут ли когда–нибудь производить.
Вице–президент Союза строительных компаний "Союзпетрострой" убежден, что нельзя отказываться от закупок импортной техники. У нас не производят нормальных экскаваторов, бульдозеров, кранов, говорит он.
Любой строитель знает, что российские башенные краны отвратительные, они часто ломаются, поэтому их не хотят покупать. Даже если они дешевле, чем Liebherr. В итоге выйдет дороже, отмечает Лев Каплан. По его мнению, экономия на отечественной продукции — это иллюзия. Страна много лет не выпускала телевизоры, кондиционеры, строительную и спецтехнику, их производство у нас начинается фактически с нуля. А в таком случае продукция по определению не может быть дешевой, ведь производитель инвестирует в завод, значит, должен отбить затраты, поясняет эксперт.
Кроме того, увеличившийся спрос и подорожание импортных материалов и комплектующих заставили российских производителей ощутимо поднять цены. По данным Минэкономразвития, в системе госзакупок ограничения распространяются на 420 видов иностранных товаров. За год цены в сфере госзакупок выросли более чем на 40%. То есть экономить за счет закупки отечественных товаров получается далеко не всегда.
“
Мы в основном используем технику отечественного производства, особенно в последние годы, когда из–за роста валютных курсов цены на импортную выросли вдвое. Но и отечественная техника подорожала довольно сильно. Это в конечном счете отразится на потребителе. Потому что, сдавая технику в аренду, мы должны будем учитывать в арендных ставках рост ее стоимости. Значит, себестоимость строительства у компаний, арендующих у нас эту технику, увеличится, и они будут закладывать это увеличение в цену квадратного метра.
Эльчин Каджаров
представитель ОАО "Управление механизации — 1"
“
Я бы не заявлял категорично, что все отечественные продукты недотягивают по качеству до импортных. Наши трактора "Кировец", радиоэлектроника, продукция фармацевтических заводов — на хорошем европейском уровне. Есть, конечно, товары, которым надо подтягивать качество. Но, если их не производить и не потреблять, ситуация не сдвинется. Пробелы, в том числе в качестве, исправляются в процессе работы. Нужно действовать. И не бояться стереотипов. Хотя это порой сложно. По себе знаю. Недавно купил отечественное зарядное устройство для машины. Сомневался. Но оказался прав.
Максим Мейксин
председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга