Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке Ильи Гришаева "не всё/ pas tout" в галерее Anna Nova.
Выставка Ильи Гришаева "не всё/ pas tout" в галерее Anna Nova оставляет вне игры пресловутую проектность современного искусства. Не так давно повелось делать проекты с концептом, со стейтментом на пару страниц, можно даже иронией содержательность приправить, но без концептуальности теперь никак. Все эти обстоятельно аннотированные инсталляции и перформансы, особенно в отечественном изводе, позабавили бы Щедрина и Гоголя. Впрочем, не столько они смешны, сколько нелепы. Гришаев сделал выставку о незавершенности и отрывочности художественного замысла, это размышление о том, что искусство по природе своей возможность, равная нашим ожиданиям от искусства. Цельность его такой же плод воображения, как и концептуальность.
Гришаев пластически исполнил пространство галереи Anna Nova после недавней реконструкции. Это не дизайн, но роспись залов, представляющая размышление о маэстрии и машинерии. Один и тот же абстрактный рисунок воспроизведен несколько десятков раз на стенах так, что глаз не сразу различает повторение фигур и вертикальный ритм. Увидев же в узлах линий серию арабесок, думаешь, что это отпечатки. Не тут–то было: перед нами монументальные графические фрески, выполненные черным и серым соусом. Каллиграфическая точность повторенного многократно жеста — дань искусству тавтологии, ищущему различия в повторениях, как учат нас Моранди и Бюрен. Искомая едва уловимая разница — метафора наших ожиданий от искусства. Гришаев принадлежит к тем немногим художникам, которых в contemporary art интересует не активизм и не биеннальная конъюнктура, но пластический опыт. Его графическая инсталляция — это размышление о том минимуме, к которому сводимо искусство и который способны выработать не многие, даже отлично владея рисунком и не идя на поводу у мастерства. На одной стене гигантские арабески воспроизведены как обои, склеенные из небольших фрагментов фресок. Машинерия настенных орнаментов еще раз разыграна в карандашных рисунках в духе автоматического письма. Эта на первый взгляд замысловатая выставка подкупает простотой замысла делать искусство как таковое, что так редко в наши дни.