ReCa идет в популярный сегмент стритфуда — холдинг открыл заведение Food Truck на 7-й линии. Эта улица сейчас, из-за закрытия станции метро "Василеостровская", сильно опустела, но и стоиммость аренды здесь пока ниже обычной в несколько раз.
В начале марта холдинг
ReCa
(пивные рестораны Munhell, кафе "Квартирка", "Дачники", Steak Story, Twiggy, Manneken Pis) открыл кафе Food Truck с уличной едой из разных стран мира. Заведение площадью 140 м2 появилось на 7-й линии В.О., 42. Инвестиции в открытие кафе составили около 15 млн рублей, по прогнозу компании окупиться вложения должны через 3 года. Холдинг ReCa создан в 2009 году, принадлежит Максиму Жукову и Екатерине Резниковой.
Меню Food Truck состоит из хитов мирового фастфуда и разнообразных сортов крафтового пива и вина. "Мы хотим показать нашим гостям всю палитру стритфуда — от американского бургера до турецкой шавермы, от мексиканского буррито до японского удона", — объясняет концепцию Алексей Копырин, заместитель генерального директора холдинга ReCa. Средний чек нового заведения примерно 500 рублей, бокал вина обойдется гостю в 170 рублей, шаверма и бургеры — в 200-250 рублей.
В кафе около 80 посадочных мест, летом владельцы Food Truck планируют открыть террасу на улице. Тиражирования фастфудной концепции в сеть ReCa не планирует, объясняя: холдинг делает ставку на штучные качественные интересные проекты, банальная сетевая штамповка владельцам не по душе.
Остров невезения
Food Truck был запущен в расчете на скорое открытие станции метро "Василеостровская", так что, по подсчетам ReCa, локация в будущем обещает большой гостевой поток. По планам властей открыться обновленная станция должна 1 июня. "Держать такую низкую цену при безупречном качестве продуктов мы рассчитываем именно за счет высокой проходимости линии после открытия станции метро. Только высокий оборот позволит при использовании дорогих продуктов удержать цены в озвученных пределах ", — объясняет Алексей Копырин.
Открытие на пешеходной улице всегда было залогом успеха любого заведения, но после закрытия станции "Василеостровская" ресторанный мир острова пережил серьезную встряску. По данным JLL, за 2015 год ротация арендаторов на 6-7 линиях В.О. составила 24%, при этом существенных изменений в самой структуре арендаторов не произошло. Основную часть помещений стрит-ретейла здесь по-прежнему занимают кафе и рестораны (30% по итогам IV квартала против 31% во II квартале), одежда, обувь и аксессуары – 17% (18% во II квартале), немного увеличилась доля помещений, занятых продуктовыми магазинами (с 11 до 13%).
Как фиксируют игроки рынка, после закрытия станции трафик на 7-й линии снизился в 2 раза, ставки на этот период упали на 30-40%. Николай Митчин, управляющий партнер ресторанной группы Beer Family Project, говорит о падении трафика в своих ресторанах на пешеходной магистрали более чем в 2 раза. Вегетарианское кафе "Укроп" открылось незадолго на судьбоносного решения метрополитена и увидело падение в 1,5 раза. В ресторане "Теремок" после закрытия метро продажи упали в среднем на 50%, а в некоторые месяцы до 80%. Примечательно, среднестатистический прогноз падения был 20%, эта цифра и была изначально предусмотрена условиями договора аренды.
По словам Николая Митчина, в предложениях по аренде часто можно было увидеть четкое деление на до и после – на период закрытия "Василеостровской" ставки доходили до 1000 рублей за м2 в месяц, при обычных в 2500. Виталий Свидовский, генеральный директор компании "Теремок" в Санкт-Петербурге,не спешит рекомендовать открытие новых заведений общепита на 7-й линии до окончания реконструкции "Василеостровской". "Если предприниматели все же идут на это, нужно сразу договариваться с арендодателями об адекватных условиях аренды, соответствующих текущей ситуации", - говорит Виталий Свидовский. Как считает Никита Загайнов, директор по развитию "Укроп", пережить бурю было проще недорогим кафе и сетевым заведениям, более специализированные рестораны ушли либо серьезно пострадали.
Но те, кто пережил этот непростой период и вложился в открытие в период затишья, останутся в выигрыше. Занять пока свободные помещения на пешеходной улице нужно успеть уже сейчас. "Интерес к объектам вырастет в разы, как и ставки аренды, но самих помещений не прибавится — поэтому однозначно места нужно арендовать сейчас, — уверена Екатерина Лапина, вице-президент по управлению коммерческой недвижимостью АРИН. — Кстати, впереди и начало туристического сезона, что тоже положительно влияет на это место".
"ReCa выбрали хорошую локацию, арендные ставки на пешеходной линии серьезно упали, а станцию "Василеостровская" обещают открыть через несколько месяцев, так что время выбрано тоже достаточно удачное", — уверен Александр Крылов, владелец сети Pita's.
Для ресторанного холдинга эта локация понятна: здесь работают два заведения сети — советское кафе "Квартирка" на 6-й линии и пивоварня Munhell на 7-й линии. "Это позволяет ресторатору прогнозировать обороты нового заведения. В результате открытия кафе в формате стритфуд ReCa дополнит свою линейку заведений и предложит аудитории разные варианты общепита", — считает Анна Лапченко, руководитель направления стрит-ретейла компании JLL в Санкт-Петербурге.
Все за шавермой
Формат стритфуда в стенах ресторанов, в котором теперь работает и холдинг ReCa, уже произвел бум на рынке. Кафе, предлагающих облагороженные шавермы в разнообразных исполнениях, в Петербурге становится все больше. Пионер этого движения бистро Pita's откроет в апреле на Петроградке свое четвертое заведение. Владелец сети Александр Крылов обещает обновленный формат с барной стойкой и широким ассортиментом алкогольных напитков. Уже из пяти кафе состоит сеть "ЧебуRoom", предлагающая привычное блюдо, но с ее исконным израильским названием "шварма". Группа Food Retail Group, известная концепцией "Две палочки", развивает сеть "Кулек". У JLL есть несколько заявок от концепций стритфуда на помещения — в основном в туристическом центре, делится Анна Лапченко.
Объем рынка общепита в Петербурге, по данным "Петростата", — 51 млрд рублей. Рынок общественного питания сейчас переживает стагнацию. По данным "Петростата", в январе 2016 года оборот общепита составил 4,5 млрд рублей, на 0,1% больше, чем в январе 2015 года.