В последнее время все больше компаний проходят добровольную сертификацию как работодатели. Для чего это нужно и оправданны ли затраты в условиях, когда на рынке труда бал правит работодатель, "ДП" выяснял у экспертов и компаний.
В России все действия работодателей по отношению к работнику регламентируются Трудовым кодексом. Казалось бы, достаточно не нарушать закон, чтобы слыть хорошим работодателем, но многим компаниям этого недостаточно. По доброй воле они проводят внешний аудит своих служб по работе с персоналом.
Не сказать, что это легкий процесс. К примеру, чтобы получить сертификат Top Employers Institute, работодатели должны доказать свое соответствие международным стандартам по таким критериям, как стратегия управления талантами, планирование кадровых ресурсов, обучение и развитие, программы адаптации новичков, оценка эффективности труда, программы развития лидерства, компенсации и льготы, корпоративная культура. Сертификация Aon предполагает оценку факторов, влияющих на текучесть персонала, лояльность, удовлетворенность работой и т. д. Есть сертификаты и попроще: Роструд выдает Сертификат доверия работодателя тем компаниям, кто честно выплачивает зарплату своим работникам.
"ДП" поинтересовался у компаний, имеющих какой–либо сертификат и не имеющих его, у экспертов рынка труда об их отношении к подобной сертификации, о том, насколько эта оценка повышает доверие работников к компании и насколько оправданы в кризис усилия на HR–брендинг.
Нина Осовицкая, консультант премии «HR–бренд»:
Top Employers — это международная сертификация, там работодатели заполняют многостраничную, очень сложную анкету по всем HR–процессам, как они построены в компании, очень детально. Потом проводится аудит: насколько данные в анкете соответствуют реальности. Требования очень высокие, в России этот сертификат получили лишь несколько международных компаний, российский бизнес в целом пока не особо готов к таким сертификациям.
Более популярно на нашем рынке исследование Aon Best Employers, там число участников больше, хотя из–за высокой стоимости участия это тоже в основном международные или очень крупные российские компании. Здесь анкетирование по HR–процессам менее глубокое, но зато опрашивается большая выборка сотрудников компании, измеряется их вовлеченность.
К сертификату
Роструда
у меня скептическое отношение: чтобы его получить, надо просто соблюдать трудовое законодательство, это уж совсем программа минимум. Лучшие работодатели предоставляют гораздо больше возможностей своим сотрудникам, о соблюдении ТК они даже и не говорят, это очевидно. Поэтому, видимо, они и не получают этот сертификат. На сайте Роструда по многим городам вообще нет информации за 2015 год, не видно, чтобы этот проект активно развивался.
Повышает ли добровольная сертификация доверие к компании? Думаю, да. И больше доверие соискателей. Сотрудники и так знают реальную ситуацию в компании, знают плюсы и минусы своего места работы. Если мнения сотрудников реально влияют на HR–стратегию компании и люди это видят — безусловно, доверие к компании, лояльность и вовлеченность сотрудников растут.
Соискатели, которым часто не хватает объективных данных о потенциальном работодателе, все чаще обращают внимание на различные рейтинги и сертификаты.
Светлана Иванова, управляющий по работе с персоналом производственных отделов «Филип Моррис Ижора», обладатель сертификата Top Employers:
Второй год подряд аффилированные компании "Филип Моррис Интернэшнл" (ФМИ) в России, включая фабрику ЗАО "Филип Моррис Ижора", расположенную в Ленобласти, и региональный офис "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" в Петербурге, проходят сертификацию в Институте лучших работодателей (Top Employers Institute, Голландия). Получение такого сертификата означает, что в компании созданы условия для работы, соответствующие международным стандартам, и широкие возможности для профессионального роста и развития работников. В частности, стремясь привлечь и удержать талантливых сотрудников, ФМИ в России предлагает отличные возможности для обучения и работы. Только в 2015 году более 1000 сотрудников обучались на долгосрочных и краткосрочных тренингах, организованных компанией. Кроме того, в центре производственного обучения фабрики ЗАО "Филип Моррис Ижора" около 500 сотрудников окончили образовательные курсы по совершенствованию технических знаний и навыков, охране труда и производственной безопасности, методологиям повышения эффективности производства.
Мы считаем, что залог успеха всей организации — это ее сотрудники, инвестируя в знания и навыки которых компания инвестирует в свое будущее. Мы, безусловно, продолжаем создавать условия для профессионального и личностного развития нашего персонала, раскрытия потенциала наших сотрудников. Наряду с этим мы стремимся привлекать в компанию лучших специалистов, высокая конкуренция за них актуальна и сейчас. Мы не изменили своего подхода и усилий, направленных на поддержание и развитие бренда работодателя, так как привлечение и удержание талантливых сотрудников позволяют создавать сильную команду профессионалов, которая способна эффективно справляться с задачами любой сложности, реализовывать нестандартные идеи и обеспечивать успех нашей компании.
Алексей Миронов, директор по стратегическому развитию холдинговой компании «АНКОР»:
В традиционном брендинге основным мерилом успешности HR–стратегии являются исследования, основанные на объективных данных. В этой связи добровольную сертификацию следует рассматривать, с одной стороны, как возможность для компаний оцифровать результаты своих усилий в сфере HR, получить обратную связь. С другой стороны, сертификация становится способом заявить о себе во внешней среде как об ответственном работодателе. Однако для того, чтобы эти награды начали действительно работать, недостаточно просто сообщить о том, что они есть. Важно рассказать сотрудникам, как именно проводилось исследование и благодаря чему компания была высоко оценена как работодатель. Важно также помнить о таком явлении, как интеграция HR– и потребительского бренда работодателя: нередко лояльность сотрудников бывает обусловлена высокой оценкой продукции компании — и наоборот.
Гюзель Гараева, HR–директор «ОБИ Россия», обладатель сертификата AON Best Employers:
Вот уже 3 года подряд мы входим в топ–10 лучших работодателей России и занимаем первое место среди предприятий в сфере ретейла. Так получилось, что в 2015 году AON не стала составлять рейтинг топ–10, а провела международную сертификацию лучших работодателей. Мы не проходили сертификацию ради сертификации. Наша цель — провести исследование вовлеченности персонала, которое позволит нам оценить, насколько наши сотрудники стремятся внести свой вклад в развитие компании, насколько они готовы сделать "лишний шаг" на пути совершенствования себя и работодателя, насколько они вовлечены и способны ли конвертировать вовлеченность в бизнес–результаты. Сертификация стала логическим продолжением данного исследования. Для нас это прежде всего подтверждение эффективности нашей работы с персоналом, того, что мы используем передовые мировые практики и что мы по–прежнему входим в десятку лучших работодателей России. Сотрудникам всегда приятно быть частью команды таких компаний. Соискатели, как правило, тоже заинтересованы в том, чтобы попасть к обладателю подобных сертификатов. Все это работает на наш HR–бренд.
Екатерина Фетисова, директор по персоналу «МТС Северо–Запад», лауреат премии «HR–бренд» 2015 года:
Мы уверены, что усилия по построению HR–бренда оправданы всегда, ведь это прямые инвестиции в будущее. Именно в сложных экономических условиях на рынке труда разворачивается серьезная борьба за профессионалов. Понимая это, мы продолжаем совершенствовать систему развития талантов, делая упор на развитие управленческих и профессиональных компетенций.
Иван Макаров, пресс–секретарь «ВТБ 24» в СЗФО:
По большому счету с учетом ситуации на рынке труда финансовых специалистов крупным банкам в настоящее время нет совершенно никакого резона проходить добровольную сертификацию как работодателю. Поскольку и без такого рода процедур их бренды крайне привлекательны как для потенциальных, так и для действующих сотрудников.