Чиновники взяли моду заранее рассказывать о готовящихся острых публикациях, предупреждая общественность, чтобы всем этим вбросам не вздумали верить. Возможно, речь идет о новом принципе взаимодействия власти и общества, который сулит всем одни только плюсы.
Российских чиновников охватила мода на откровенность. Вслед за Дмитрием Песковым, предупредившим о скором информационном вбросе о президенте Владимире Путине — и таковой "вброс" действительно вскоре последовал и рассказал о связанном с Ротенбергами предпринимателе Григории Баевском, приобретавшем, по данным расследования OCCPR, дома и квартиры в интересах женщин, так или иначе связанных с Путиным, — так вот, вслед за Дмитрием Песковым превентивный выпад сделал и министр спорта Виталий Мутко, предупредивший о том, что скоро в немецкой прессе появится информационный вброс о том, что право проведения ЧМ по футболу — 2018 Россией было-де куплено. И это несмотря на то, что подобные подозрения были уже не раз официально опровергнуты, причем не только Москвой, но и FIFA.
То, что чиновники традиционно называют все негативные публикации о себе вбросом и заказухой, неудивительно. Удивительно то, что они вдруг повадились выступать с опровержениями и нападками в адрес журналистов заранее — обычно ведь это происходило всегда постфактум.
Прогрессивный тренд
Вот вице-премьер по оборонке
Дмитрий Рогозин, допустим, как человек консервативный, до сих пор реагирует по старинке: написали про его 10-комнатную квартиру за $500 млн, так только после этого он назвал авторов либеральной сволочью, а его знакомые рассказали СМИ, что Дмитрий Рогозин просто приватизировал служебное жилье, а после публикации ему вообще пришлось переехать (временно или нет, пока непонятно). Если бы вице-премьер был в тренде, он бы заранее сообщил о том, что скоро "либеральные сволочи" будут его критиковать за элитное жилье не по доходам. Тут бы все и приготовились слушать.
Не то чтобы раньше никто никогда не предупреждал о провокациях — это само по себе вполне традиционный прием, но применяющийся абстрактно. "Думаю, Штаты будут и дальше зомбировать людей своей лживой информацией, выдавать желаемое за действительное и создавать все новые поводы для разжигания антироссийских настроений в Европе", — августовское высказывание спикера Госдумы Сергея Нарышкина в этом смысле образец. Если исходить из того, что за рубежом в принципе сплошные враги, то, конечно, ничего, кроме клеветы, они и писать не могут. Простая логика.
А тут начинается конкретика. Виталий Мутко даже точные даты публикаций знает: 7-8 апреля. Это, конечно, не вполне честно, ведь о будущих материалах чиновники узнают благодаря приходящим к ним запросам из редакций. Журналисты так тоже могут — отправил запрос по поводу какой-нибудь подозрительной сделки, и можно анонсировать: завтра такой-то министр выступит с обвинениями в адрес негодяев из-за рубежа.
Принцип Пескова
Некоторые наблюдатели полагают, что повышенная откровенность чиновников как-то связана с Великим постом, и они "раскрываются" то ли от благочестия, то ли от голода. Но скорее играть на опережение посоветовал для разнообразия какой-нибудь консультант.
Можно объяснить все простой ленью, то есть нежеланием в очередной раз реагировать и произносить одни и те же слова о недопустимости и оскорбительности. Или складом психики определенных людей — некоторые, сталкиваясь со стрессом, успокаиваются после того как определят причины проблемы: в данном случае это заказуха. После этого, правда, эти люди ничего для устранения проблемы не предпринимают, им достаточно для себя установить, почему она произошла.
Но не исключено, что мы наблюдаем в зародыше новый принцип взаимодействия власти и общества, когда власть знает о собственных болевых точках и сама указывает на них заранее, задавая тематику. Если развить принцип опережения Пескова, то, скажем, региональным чиновникам следует осенью заранее выступать с опровержениями по поводу плохой уборки улиц — причем конкретных — от снега, в начале лета предупреждать о том, что скоро провокаторы будут писать о лесных пожарах, а перед Новым годом — о готовящейся клевете на повышение тарифов. Пока этот опережающий принцип широко брали на вооружение только организаторы выборов, регулярно предупреждающие о провокациях, но стоит, безусловно, добавить конкретики и сразу говорить — готовится заказуха о том, что на участке номер такой-то по такому-то адресу в 9:00 произойдет вброс бюллетеней, а члены избиркома закроют глаза.
Следует взять за правило: приобрел элитную квартиру, отдал подряд знакомому бизнесмену — пойди и тут же объяви, что скоро враги и клеветники про это напишут. Клеветники прибегут — а писать-то уже и не о чем, читатель только усмехается, мол, не удивили, знаем-знаем уже все, и прокуратура тоже улыбается.
В этом случае работа пресс-служб станет проще — им останется только разводить руками и говорить: "А мы предупреждали". Журналисты же будут лишь удивляться прозорливости любимых руководителей, которым, конечно же, исправлять уже названные проблемы будет не нужно и даже вредно, потому что тогда получится, что они ошиблись с прогнозами. Поэтому заодно, кстати, выйдет и большая экономия для бюджета.