Служебный роман традиционно считается несчастьем HR–специалиста. В половине петербургских компаний он неофициально запрещен. "ДП" решил подойти к этому актуальному весеннему вопросу с другой стороны и попробовал найти плюсы такой ситуации. Выяснилось, что при определенных обстоятельствах служебный роман может принести работодателю и компании пользу.
Статистика показывает, что чаще всего служебный роман заводят представители сфер страхования и туризма. Также активны на этом поприще топ–менеджеры. Реже романы случаются среди людей, работающих в сфере автомобильного бизнеса и добычи сырья. Секрет такого распределения прост: где работа подразумевает плотный график, стресс и гиперактивное общение с клиентами и сотрудниками обоих полов, там рождается больше ситуаций, способствующих романам в офисе.
Про минусы офисного романа написано много, и все они, как правило, очевидны. Однако, если верить исследованиям HeadHunter, больше 40% петербуржцев заводят любовные отношения на работе. Запрет на нерабочие отношения в офисе оказывается неэффективным: согласно тому же исследованию, 70% сотрудников держат свой роман с коллегой в тайне от руководителей. Здравый смысл подсказывает: запретить сотрудникам влюбляться нельзя, игнорировать статистику возникновения служебных романов не получается, значит, надо искать в этих романах плюсы.
Бесплатная мотивация
"Все зависит от стадии служебного романа, — рассуждает Ольга Нилова, руководитель отделения по подбору персонала Kelly Services. — На начальном этапе отношения позитивно влияют на настроение, повышают производительность труда за счет появившейся положительной энергии. Это не может положительно не сказаться и на результативности работы".
Читайте также:
Как сохранить эмоционально перегоревшего сотрудника
"У меня самого было два служебных романа в жизни, и могу сказать, что на первой стадии романтических отношений оба сотрудника работают очень эффективно, — продолжает мысль Ольги Ниловой бизнес–тренер Владимир Власюк. — Как правило, такая производительность продолжается около 3 месяцев".
Семейный психолог Оксана Лушанкина объясняет, что влюбленные не только сами работают лучше, но и всячески стараются помочь друг другу: "В служебных романах есть позитивные моменты. В совместной работе реализуется потребность быть полезными друг другу. У сотрудников появляются общие интересы, они понимают друг друга с полуслова".
Елена Орлова, внешний консультант по подбору персонала Smart HR, не одобряет служебных романов, однако признает, что сложившиеся на работе пары эффективнее выполняют свою работу, находясь рядом: "Исходя из этого, некоторые компании, и, насколько помню, "Яндекс" в их числе, стараются трудоустраивать вторые половины своих сотрудников".
Роман с корпорацией
Старый анекдот гласит: дети, зачатые на корпоративе, автоматически становятся сотрудниками компании. Шутки шутками, но 18% служебных романов заканчиваются браком. А за ним почти всегда следуют дети.
Генеральный директор юридической компании "Быстрые судебные решения" Александр Федeров рассказывает, что в его компании нет запрета на служебные романы, более того, есть специальная инструкция, с которой знакомится каждый при устройстве на работу. "Это единственный нестрогий документ внутреннего регламента, обсуждаемый раз в год на собрании фирмы, — рассказывает он. — В нем, например, прописано, что компания не несет ответственности за появившихся в результате служебного романа детей".
Анастасия Смягликова, психолог–консультант Службы психологической помощи, уверена, что в 90% случаев служебные романы не принесут пользы компании, однако и она находит потенциальную выгоду: "Такие отношения могли бы укрепить связь между коллегами из разных отделов. Если речь идет о романе начальника и подчиненного, эта связь могла бы решить некоторые бюрократические вопросы и благодаря личному контакту между руководителем и работником сократить время принятия решений".
Если начальник не дурак, он сможет превратить тесную связь с подчиненным в практическую пользу для компании, которой он руководит, считают психологи. Это, во–первых, помогает ему "держать руку на пульсе" и мониторить настроение в коллективе. Во–вторых, тщательно контролировать выполнение собственных инструкций. В–третьих, смотреть на внутренние процессы в компании более объективно.
Для подчиненного польза тоже есть. Он автоматически старается оправдать свой статус фаворита трудолюбием и энергичностью. Его позиция ясна: он хочет доказать (и прежде всего себе), что его успехи в работе связаны не с романом, а с тем, что он хороший специалист и профессионал своего дела.
Отношения влияют на работу более позитивно, чем работа на отношения. Сотрудник, закрывший базовую потребность найти партнера, спокойнее и эффективнее работает.
"Юридической компании, например, служебный роман дает стабильность в отношениях при полной рабочей загрузке. Юристы, как правило, работают практически от сна до сна, и пусть они трудятся рядом с близким человеком, чем будут отвлекаться на поиск партнера", — считает Александр Федеров.
Он рассказывает, что увольняет подчиненных только в том случае, если роман мешает работать и самим влюбленным, и коллегам. Это, впрочем, происходит нечасто. Эксперты по отношениям поясняют, что эйфория запретных офисных отношений довольно быстро проходит, и затем бурный роман превращается в обычные отношения, которые чаще всего не мешают остальному коллективу. В общем, надо немного потерпеть, и будет только лучше.
Польза для начальника
Строгие приверженцы консервативной модели, в которой служебный роман — головная боль и ошибка руководителя, конечно, решают этот вопрос радикально.
"Служебные романы ни при каких обстоятельствах не принесут пользу бизнесу, — считает Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро RUMPU. — Если любовники находятся на разных ступенях иерархической лестницы в компании, одному из них не избежать предвзятого отношения со стороны коллег. Поэтому если в компании завязался роман — один из его участников должен уволиться во имя общего блага". Психологи комментируют: если намерения влюбленных сотрудников в отношении друг друга серьезны, работодатель может только потерять от того, что его сотрудник ушел. Может уйти и другой.
Впрочем, и здесь есть пространство для маневра. Во всяком случае Александр Федеров его видит так. Он говорит, что если один из героев служебного романа уходит из его компании, например, в юридический департамент какой–либо фирмы, то при сохранении отношений между влюбленными эта фирма становится клиентом его юридической компании. Главное помнить: полон стакан наполовину или же наполовину пуст, зависит не от стакана и не от жидкости, которая в нем налита. А лишь от того, кто на него смотрит.